Общий сравнительный анализ дел о банкротстве
В статье 168 Закона о банкротстве 2002 г. закреплено общее правило, что к отношениям, связанным с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий, применяются положения Закона о банкротстве 2002 г., регулирующие банкротство должников – юридических лиц, если иное не предусмотрено главой 9 данного закона. Кратко рассмотрим признаки должников, подпадающих под действие указанных норм.
Под сельскохозяйственными предприятиями Закон о банкротстве 2002 г. понимает юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки. Среди особенностей проведения процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций нужно отметить зависимость внешнего управления и финансового оздоровления от сезонности сельскохозяйственного производства, природно-климатических условий в данной местности. Кроме того, при продаже преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
К финансовым организациям Закон о банкротстве относит кредитные организации, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Одна из особенностей кредитной организации заключается в том, что заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Соответственно никаких других процедур банкротства, кроме конкурсного производства, арбитражный суд в этом случае ввести не вправе.
В отношении банкротства страховой организации устанавливаются следующие особые правила. В рамках конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом; покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.
Подводя итог, можно сказать, что Закон о банкротстве учитывает особенности правового статуса отдельных субъектов предпринимательской деятельности и вытекающие из этого особенности применения к ним процедур банкротства. Действующее законодательство содержит нормы, которые регулируют отношения с участием отдельных категорий должников, учитывает специфику, связанную со сферой их деятельности, с характером принадлежащего им имущества и т.д. Речь идет о таких категориях должников как сельскохозяйственные, страховые, стратегические и т.д.
Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций
Производственная деятельность в сельском хозяйстве характеризуется особенностями, которые в обязательном порядке должны учитываться законодателем при решении многих вопросов, включая налогообложения и процедуры банкротства .
Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций имеет особенности, касающиеся, во-первых, характера их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земли, во-вторых, сезонного характера аграрного производства, и в-третьих, зависимости результатов деятельности от природных факторов.
Согласно Закону о банкротстве 2002 г. под сельскохозяйственной организацией понимается юридическое лицо, основным видом деятельности которого является производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции . Стоимостное выражение общего объёма производственной сельскохозяйственной продукции в данной организации не может быть менее 50% общей суммы выручки (п.1 ст. 177 ФЗ № 127). Также законодатель предусматривает применение к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которого от реализации произведенной или произведённой и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее чем 17% общей суммы выручки .
Закон о банкротстве 2002 г. содержит прямое указание на то, что при анализе финансового состояния должника в период наблюдения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счёт доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ (п.1 ст. 178 ФЗ № 127).
Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учётом времени, необходимого для реализации производственной или произведённой или переработанной продукции (п.2 ст. 178 ФЗ № 127).
В зависимости от длительности периода сельскохозяйственных работ поставлена и продолжительность внешнего управления, которое вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учётом времени, необходимого для реализации производственной или произведённой и переработанной сельскохозяйственной продукции. Однако указанный срок не должен превышать более трех месяцев, максимально допустимого законом срока для реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности. Если в период финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями срок внешнего управления может быть продлён ещё на один год
Также законодатель закрепляет положения, устанавливающие особенности продажи имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации .
Прежде всего арбитражный управляющий должен выставить на продажу на торгах предприятие должника. Если предприятие не продано на торгах, продажа имущества должника осуществляется в соответствии со статьёй 111 Законом о банкротстве 2008 г. «Продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат: недвижимое имущество; ценные бумаги; имущественные права; заложенное имущество; предметы, имеющие историческую или художественную ценность; вещь, рыночная стоимость которой превышает 500 тысяч рублей, в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность).
Регулирующим органом могут быть определены иные виды имущества (в том числе имущественных прав), подлежащие обязательной продаже на торгах, проводимых в электронной форме».
Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Для обеспечения реализации преимущественного права приобретения имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия должника, имущества должника лицам, которые занимаются производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также опубликовывает информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника .
Арбитражный управляющий продает предприятие должника или имущество должника лицу, имеющему право их преимущественного приобретения, по цене, определенной на торгах. В случае если о намерении воспользоваться преимущественным правом приобретения заявили несколько лиц, предприятие должника или имущество должника продается по цене, определенной на торгах, лицу, заявление которого поступило арбитражному управляющему первым .
Особенности банкротства кредитных организаций
Закон о банкротстве кредитные организации наряду со страховыми организациями, а также с профессиональными участниками рынка ценных бумаг относит к числу финансовых организаций.
При этом ст. 180 определяет, что к отношениям, связанным с банкротством указанных субъектов, Закон о банкротстве 2002 г. применяется в части, не урегулированной законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.
Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определённые сделки.
Поэтому в случае банкротства кредитной организации возникающие в связи с этим отношения регулируются Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций) и лишь в части, им не урегулированной, подлежит применению Законов о банкротстве 2002 г., 2008 г.
Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом её неспособность удовлетворить требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций). Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.
Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость её имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед её кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей.
Кроме того, требования к кредитной организации в совокупности должны составлять не менее тысячекратного минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ).
Особенностью возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности кредитной организации является тот факт, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций (п. 2 ст. 181 Закона о банкротстве 2002 г.).
Отзыв лицензии производится Банком России либо по своей инициативе, либо по заявлению должника, кредиторов (в том числе граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада или договору банковского счёта) и уполномоченных органов.
Основаниями для отзыва лицензии у кредитной организации могут служить, в частности, установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия, задержка начала банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня её выдачи, установление фактов недостоверности отчётных данных, осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией, и т.д. Перечень оснований, закрепляемых в ст. 20 ФЗ от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках), является закрытым.
При наличии определённых обстоятельств Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
К числу данных обстоятельств могут быть отнесены следующие: достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2% ; размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации ; кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении в соответствующие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала); кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, составляющие в совокупности не менее тысячекратного МРОТ.
Законодатель устанавливает особенности применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
Кредитная организация, её учредители (участники) обязаны принять необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению её банкротства .
В законодательстве перечислены случаи, при наступлении которых кредитная организация, её учредители (участники) обязаны принимать соответствующие меры по предупреждению банкротства кредитной организации, а именно:
− неоднократное неудовлетворение банком на протяжении последних шести месяцев требований кредиторов по денежным обязательствам или неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок до трёх дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счёте банка; допущение кредитной организацией абсолютного снижения величины собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величины, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременной нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
− нарушение норматива текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10% и т.д.
Согласно действующему российскому законодательству до дня отзыва лицензии могут быть реализованы меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, а именно финансовое оздоровление, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизация кредитной организации .
При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будет выполняться обязательные экономические нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе.
В этих целях могут осуществляться разнообразные меры, к примеру, оказание финансовой помощи кредитной организации её учредителями (участниками) или иными лицами, изменения структуры активов и пассивов кредитной организации, изменение организационной структуры кредитной организации и т.д.
Если на основании данных отчётности кредитной организации или по результатам проверки, проведённой Банком России, выявлено, что величина собственных средств (капитала) кредитной организации оказалась меньше размера её уставного капитала, Банк России обязан направить требования о приведении в соответствие размера уставного капитала и величины её собственных средств (капитала). В случае если у кредитной организации нет возможности увеличить размер собственных средств (капитала), то она обязана уменьшить размер уставного капитала до величины, не превышающей величины её собственных средств (капитала) .
Банк России вправе назначить специальный орган управления кредитной организацией – временную администрацию , которая полностью либо частично будет осуществлять полномочия исполнительных органов банка.
В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. Временная администрация вправе выполнять такие функции как обследование кредитной организации, установление наличия оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, участие в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контроль за их реализацией, контроль за распоряжением имуществом и принятием мер по его сохранению.
Временная администрация назначается на срок не более шести месяцев. Если к моменту окончания срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для её назначения, то временная администрация направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление ею банковских операций.
Вместе с тем возможен и иной результат деятельности временной администрации: устранение причин, послуживших основанием для её назначения. Эта ситуация является основанием для восстановления полномочий исполнительных органов кредитной организации.
Ещё одной мерой по предупреждению банкротства, осуществления которой Банк России вправе требовать от кредитной организации, является реорганизация. Данная мера вводится в случаях, когда кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из нормативов, установленных Банком России; и когда кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20% и т.д.
Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения на основании соответствующих договоров, в которых и устанавливаются условия и сроки реорганизации .
Определённую специфику имеют и процедуры банкротства, применяемые к кредитной организации-должнику. Действующее законодательство не предусматривает возможности применения к кредитным организациям процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения , а реабилитационные мероприятия осуществляются в рамках мер по предупреждению несостоятельности (банкротства).
Наличие признаков несостоятельности кредитной организации является основанием для признания её банкротом и открытия конкурсного производства.
В настоящее время конкурсным управляющим может быть либо специализированный орган – Государственная корпорация «Агентство по страхования вкладов» (далее – ГК «АСВ») , либо аккредитованное Банком России физическое лицо. Законодатель признаёт необходимым государственного участия в контроле за процессом осуществления процедуры конкурсного производства в отношении кредитной организации. Агентство обеспечивает такое государственное участие путём решения задач двоякого рода: во-первых, задач конкурсного производства (специальных задач), во-вторых, задач общего характера, направленных на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитной организации, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.
Согласно действующему законодательству в случае виновного причинения убытков кредитной организации в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ГК «АСВ» возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего оно возмещает убытки за счёт собственных средств.
Наряду с ГК «АСВ» в роли конкурсного управляющего может выступать аккредитованное Банком России физическое лицо. Оно осуществляет свои функции в отношении кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Порядок и основания аккредитации таких лиц, продление срока действия или аннулирование аккредитации, переоформление и др. регулируется Положением ЦБ РФ от 14 декабря 2004 г. № 265-П «Об аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций».
Убытки, причинённые таким конкурсным управляющим в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, возмещаются за счёт его имущества и обязательного страхования его ответственности на случай причинения таких убытков.
Особенностями в рамках конкурсного производства обладает порядок установления требований конкурсных кредиторов: кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства. Порядок подготовки и проведения первого собрания кредиторов также отличается определённой спецификой: в отличие от общего порядка, в рамках которого проведение первого собрания кредиторов осуществляется на стадии наблюдения, в отношении кредитной организации оно осуществляется при проведении конкурсного производства. В соответствии с этим цели и задачи первого собрания кредиторов становятся практически иными.
Кроме того, имеется определённая специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так, требования ГК «АСВ» по договорам банковского вклада и договорам банковского счёта, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», относятся к первой очереди . Удовлетворение требований кредиторов первой очереди осуществляется в два этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат.
Особенности банкротства страховых организаций
Страховой организацией (страховщиком) признаётся юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданное для осуществления деятельности, связанной с формированием специальных денежных фондов страховых резервов, которые необходимы для предстоящих страховых выплат (ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Основанием для возбуждения дела о банкротстве страховой организации является заявление, поданное в порядке установленном Законом о банкротстве 2002 и Арбитражный процессуальный кодекс (далее – АПК РФ) . Заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано самой организацией, конкурсным кредитором, уполномоченным органом.
Особенностью субъектного состава отношений, возникающих при несостоятельности (банкротстве) страховой организации, является то, что при рассмотрении в арбитражном суде дела о банкротстве участвует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью.
Должник или конкурсный управляющий обязан уведомить в течение 10 дней с даты введения наблюдения или конкурсного производства федеральный орган исполнительной власти в сфере контроля (надзора) за страховой деятельностью о введении в отношении должника данных процедур .
В качестве восстановления платежеспособности должника – страховой организации, законодатель предусматривает продажу имущественного комплекса (предприятия) данной организации в ходе внешнего управления по правилам предусмотренным ст. 110 Закона о банкротстве .
Продажа имущества страховой организации возможна и на стадии конкурсного производства. В этом случае требуется согласие покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом, так как именно покупатель будет нести все обязательства по таким договорам перед страхователями. Во всех иных случаях страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, которые заключены страховой организацией в качестве страховщика и по которым страховой организации банкротом, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования (п.2 ст. 185 Закона о банкротстве 2002 г.).
Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать осуществления страховой выплаты (п.3 ст. 185 Закона о банкротстве 2002 г.).
В целях защиты прав кредиторов страховой организации законодателем устанавливается специальный порядок удовлетворения их требований, отнесённых к четырём очередям. Закон о банкротстве 2002 г. закрепляет приоритет требований граждан-кредиторов по договорам обязательного личного страхования (их требования подлежат удовлетворению в первую очередь) перед требованиями кредиторов по иным договором обязательного страхования (требования данных кредиторов удовлетворяются во вторую очередь). В третью очередь объединены требования кредиторов-страхователей (выгодоприобретателей), в том числе тех, которые имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования. Наконец, в четвертую очередь удовлетворяются требования всех иных кредиторов.
3.5 Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций
Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г. К ним также относятся организации оборонно-промышленного комплекса – производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательские и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению государственного оборота заказа. Перечень стратегических предприятий и организаций содержится в распоряжении Правительства РФ от 09.01.2004 г. № 22-р.
Статья 190 Закона о банкротстве 2002 г. устанавливает, что для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятий и организаций принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 500 тысяч рублей . К числу особенностей банкротства стратегических предприятий и организаций также относится запрещение внешнему управляющему отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации. При продаже предприятия-должника обязательным условием конкурса являются обязательства покупателя обеспечить сохранением целевого назначения указанного имущественного комплекса, а также выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборону заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации. При продаже предприятия-должника (являющегося стратегическим предприятием или организацией), предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация имеет право преимущественного приобретение этого предприятия. В случае продажи на торгах предприятия-должника – стратегической организации, не являющейся федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация вправе в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов заключить договор купли-продажи, предусматривающий приобретение данного предприятия по цене, определённой по результатам торгов и указанной в протоколе об итогах торгов, на условиях, установленных для проведения конкурса.
Похожие статьи:
--Корневой раздел-- → Стадии производства по жалобам в таможенных органах
--Корневой раздел-- → Получение классификационного решения ФТС
--Корневой раздел-- → Основные правила интерпретации ТН ВЭД
Статьи → Понятие и сущность контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации