Признаки участника производства по делам об административных правонарушениях
Для того чтобы занять процессуальное положение, участники производства по делам об административных правонарушениях должны обладать в установленном законом объеме процессуальными правами и обязанностями (причем комплекс этих прав и обязанностей у каждого из участников не будет одинаков и зависит от того, какое место в производстве он занимает), выполнять на основе предоставленных им прав и обязанностей определенные процессуальные функции как непосредственно, так и через других участников производства. А.Ю. Якимов справедливо заметил, что правосубъектность можно представить в виде своеобразного «буфера» между реальным лицом и статусом субъекта права. Этот «буфер» является правовой конструкцией, отражающей состав юридических фактов, наличие которых позволяет конкретному лицу выступить в качестве субъекта права, имеющего соответствующий правовой статус . Правосубъектность - совокупность правоспособности и дееспособности, важнейшая часть правового статуса. Традиционно правоспособность в юридической литературе определяется как способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Н.Г. Александров рассматривал правоспособность «как своеобразное длящееся отношение между лицом и государством, отношение, обуславливающее возможность для лица, при наличии фактических условий, предусмотренных юридической нормой, становиться участником правоотношений того или иного вида, то есть обладать теми или иными правами» .
С.Н. Братусь ставил содержание правоспособности в зависимость от ее государственного признания: «правоспособность -не конкретные права и обязанности, а абстрактная и всеобщая предпосылка обладания ими. Она принадлежит всем и каждому, оставаясь равной и неизменной как по объему, так и по содержанию» . Правоспособность предшествует субъективному праву. Правоспособность - необходимо условие, без которого невозможно фактическое правообладание.
Таким образом, правоспособность - это признаваемая государством способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, то есть спо¬собность обладать правами и нести юридические обязанности. Каждый гражданин в силу рождения уже приобретает свойства субъекта права - обладать правами. И как следствие этого, административно-процессуальной правоспособностью облада¬ют все граждане. Однако правоспособность не является «есте¬ственным» состоянием. Это особое юридическое качество, которым государство наделяет свои органы, должностных лиц, юридических и физических лиц, и оно не является произвольным .
Под дееспособностью принято понимать признаваемую государ¬ством за физическими и юридическими лицами, государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями способность своими действиями самостоятельно осуществлять права и обязанности. Де¬еспособность тоже является юридическим свойством и лишь обладаю¬щие дееспособностью лица могут выступать в качестве активных участников производства по делу об административном правонарушении. Однако дееспособность не является уни¬версальным свойством всех участников производства по делу об административном правонарушении. Дееспособность делает возможным реализацию правового статуса. Дееспособность - сложная правовая категория, приобретающая особое значение в ходе реализации прав и обязанностей субъектов права. Она выражает «право на действие». Осуществляя правовой статус, физические и юридические лица определяют конкретный вид своего поведения в зависимости от тех пределов, которые установлены субъективным правом и юридической обязанностью .
Поэтому здесь следует оговорить один специфический момент. Ведь совершенным правонарушением может быть причинен ущерб и недееспособному лицу. Поэтому может возникнуть вполне логичный вопрос - следует ли его считать участником про¬изводства по делу об административном правонарушении? Дума¬ется, что на него следует ответить положительно.
Субъект административной юрисдикции вправе и обязан признать недееспособное лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, потерпевшим. В данном случае мы сталкиваемся с как бы статическим, формальным участником про¬изводства, который, с одной стороны, наделен статусом «участника производства», с другой же, не может их лично реализовать, так как является лицом недееспособным. Интересы этих лиц в производстве представляют законные представители.
Так, в соответствии со ст. 25.3 КоАП России «Законные представители физического лица» защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно является несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишено возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
В работах ряда авторов, посвященных проблеме административной ответственности, встречается термин «деликтоспособность» как составной элемент общей правосубъектности участников отношений административной ответственности. «Административная деликтоспособность, - отмечает Л.В. Коваль, - это особое юридическое свойство или состояние субъекта, заклю¬чающееся в способности (возможности) принять на себя ответст¬венность за совершенный административный проступок» .
Это фор¬мулируемая административным нормативным актом совокупность об¬щих и специальных условий, при наличии которых субъект способен отвечать за свой проступок. К общим условиям относятся: достиже¬ние определенного законом возраста, наличие в противоправных дей¬ствиях вины, состояние вменяемости и наказуемости, осведомлен¬ность о действующем законодательстве, а к специальным - должно¬стное положение субъекта ответственности .
Г.С. Котляревский и Б.Л. Назаров под деликтоспособностью по¬нимают способность субъекта правонарушения самостоятельно отве¬чать за свои противоправные проступки и нести юридическую от¬ветственность .
Ю.А. Денисов правильно, на наш взгляд, указывает, что такая позиция лишь переносит акцент на способность лица отвечать за свои поступки, тогда как по своему смыслу упомянутый термин прежде всего характеризует лицо как способное совершать правона¬рушение, т.е. подразумевается способность быть субъектом правонарушения. И лишь второй стороной данного понятия уже является способность лица са¬мостоятельно отвечать за свои противоправные проступки .
Вряд ли можно представить себе правосубъектное лицо, которое не является деликтоспособным. Возражая против высказываний, что обладание правосубъектностью тем самым предполагает и деликтоспособность, Л.В. Коваль соглашается, что некоторые признаки дееспо¬собности субъекта - возраст, психическое состояние - являются субъективной предпосылкой к деликтоспособности, то есть в каких-то признаках понятия «правосубъектность» и «деликтоспособность» совпадают .
Следует сказать, что признаки, подтверждающие способность лица быть субъектом правонарушения, а также способность самостоятель¬но отвечать за свои противоправные проступки, являются и призна¬ками правосубъектности лица, поэтому прав С.С. Алексе¬ев, утверждая, что обладание правосубъектностью тем самым пред¬полагает и деликтоспособность .
Суд, органы исполнительной власти, прокуратура, их должностные лица могут быть участниками производства по делам об административных правонарушениях при наличии соответствующих воз¬можностей, предоставленных нормами административного права. Необходимой предпосылкой к этому является наличие у них админи¬стративной правосубъектности или компетенции.
Процессуальная пра¬воспособность и процессуальная дееспособность органов суда, органов исполнительной власти, прокуратуры, означающие способность этих органов иметь и осуществлять определенные нормами права государственно-властные полномочия, возникают одновременно, то есть в связи с образованием этих органов в установленном порядке. Однако они могут возникнуть и позднее начала организации этих органов, то есть в момент предоставления органу права рассматри¬вать дела об административных правонарушениях.
В юридической литературе нет однообразного понимания соот¬ношения понятий «правосубъектность» и «компетенция» государст¬венных органов. Так, С.С. Алексеев считает их тождественными . По мнению Л.В. Коваля, понятия эти полностью не совпадают, хотя некоторые моменты их и сближают .
В правовой науке не существует и единого общепринятого по¬нятия «компетенция». Одни авторы в это понятие включают права и обязанности, функции, предмет ведения . Другие сюда отно¬сят только права и обязанности .
Компетенция - это предоставленная государством совокупность полномочий, необходимых государственному органу или его должно¬стному лицу для выполнения возложенных на него задач, которая отражает предназначение этого органа или должностного лица, ос¬новные направления и конкретную сферу его деятельности. Поэтому свою компетенцию государст¬венный орган (должностное лицо) должен осуществлять в обязатель¬ном порядке в пределах пространственной, предметной и персональ¬ной подведомственности, при наличии соответствующих правовых предпосылок. Нам представляется, что нет убедительных доводов, позволя¬ющих отрицать, что компетенция органа государства, являясь со¬вокупностью полномочий, необходимых для выполнения возложенных на него задач, по существу является его правосубъектностью.
Компетенция государственных органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, явля¬ется их основным признаком как участников производства по делам об административных правонарушениях. В процессе возбуждения, расследования, рассмотрения дела и исполнения решения по делу об административном правонарушении принимают участие ряд органов (должностных лиц), а также физи¬ческих лиц, обладающих неодинаковыми правами и обязанностями.
Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит определение «участник производства по делу об административном правонарушении». Глава 25 КоАП России «Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности» включает в их состав: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического лица, законных представителей юридического лица, защитника и представителя, свидетеля, понятого, специалиста, эксперта, переводчика, прокурора. Все перечисленные участники производства по делу об административном правонарушении отличаются друг от друга по своему процессуальному положению и выполнению задач в производстве.
Кодекс РФ не содержит термина «лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях»; в названии гл. 25 КоАП РФ мы встречаем термин «участники производства по делам об административных правонарушениях».
На наш взгляд, не может быть никакого сомнения, что участвующие в производстве лица это и есть участники производства. В дан¬ном случае законодатель, несомненно, имеет в виду «участников» производства, ведь слова «участвующий», «участвующие» не рас¬ходятся с общепринятым значением слов «участник», «участники». В юридической литературе используются понятия «участник» и «субъект» . Физические и юридические лица, наделенные государством правами и обязанностями, следовательно, являются субъектами права .
Субъекты права, участ¬вующие в правоотношениях, становятся субъектами этих отношений. Закон предоставляет всем участникам производства по делам об административных правонарушениях необходимые права, которые порождают и взаимные обязанности. На их основе участни¬ки могут активно выступать в производстве, защищая свои права, а также законные интересы других участников производства. Права и обязанности, а в связи с этим и вся процессуальная деятельность каждого из них не одинакова как по сущности, так и по объему. Но все действия, совершенные на основе административно-деликтного зако¬нодательства, основанные на правах и порождаемых ими взаимных обязанностях участников, объединяются в общих рамках производ¬ства по делам об административных правонарушениях.
Каждый участ¬ник производства по делу об административном правонарушении вправе требовать обусловленного законом поведе¬ния от всех участников данного производства, с которыми он вступает в административно–процессуальные отношения. Все без исключения участники на основе своих прав и обязанностей осуществляют определенную процессуальную деятельность в произ¬водстве по делу об административном правонарушении. Это говорит о том, что все они являются субъектами соответствующего административно-процессуального правоотношения.
Круг субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен в главе 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В их число включены: судьи; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы внутренних дел (милиция); органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; налоговые органы; органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; таможенные органы; органы экспортного контроля; военные комиссары; органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор; органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль; органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений; органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве; органы, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки; государственные семенные инспекции; органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области мелиорации земель; органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель; органы, осуществляющие государственный геологический контроль; органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов; органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда; органы охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков; органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания; органы рыбоохраны; органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; органы, осуществляющие государственный экологический контроль; органы государственного энергетического надзора; органы государственного горного и промышленного надзора; органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств; органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии; органы, осуществляющие государственный пожарный надзор; органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органы российской транспортной инспекции; органы автомобильного транспорта; органы морского транспорта; органы внутреннего водного транспорта; органы государственной инспекции по маломерным судам; органы железнодорожного транспорта; органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации; органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации; органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией; органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны; органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации; органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг, федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы; органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования; органы стандартизации, метрологии и сертификации; органы государственного статистического учета; органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней; органы государственной жилищной инспекции; органы государственного архитектурно-строительного надзора; органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия; органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов; органы регулирования естественных монополий; органы валютного контроля; органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц.
О том, в каком качестве выступают судьи, рассматривая дела об административных правонарушениях в юриди¬ческой литературе, высказываются разные суждения. По мнению некоторых авторов, независимо от процессуальной формы рассмотрения дел об административных правонарушениях (внесудебной или судебной), рассмотрение основано исключительно на административно-процессуальных нормах. И отношения между правонарушителем и судьей считаются административно-процессуальными, регулируемыми на основе норм адми¬нистративного права, содержащихся в КоАП России. Деятельность судьи по рассмотре¬нию таких дел приравнивается к аналогичной деятельности должностных лиц органов исполнительной власти , то есть к исполнительно-распорядительной деятельности .
Близкую к вышеизложенной позицию занимает В.Д. Сорокин. Суд, по его мне¬нию, не являясь органом государственного управления в узком смысле слова, выполняет определенную роль в сфере управления, которая состоит в осуществлении функции проверки правильности актов соответствующих органов государственного управления, в частности, по привлечению граждан к административной ответст¬венности .
Другие авторы, не согласные с этим, утверждают, что органы суда имеют специфическое назначение - осуществление правосудия, поэтому их функции не могут иметь управленческого характера . По их мнению, налицо все принципы правосудия: независимость судьи, подчинение его только закону, равенство граждан и долж¬ностных лиц, привлекаемых к ответственности, открытое разбира¬тельство дел путем рассмотрения и разрешения их в судебных за¬седаниях.
Некоторые авторы, исходя из законодательных норм о суде как органе правосудия, высказывают мнение, что судами осуществляется не исполнительно-распорядительная деятельность, а деятельность по отправлению правосудия, которая не может быть содержанием административного процесса .
Многие ученые в свое время называли рассмотрение судьями дел об администра¬тивных правонарушениях новой формой (ветвью) осуществления правосудия .
По мнению А.П. Шергина, деятельность судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях не может быть отнесена ни к правосудию, ни к упомянутой «новой ветви» . Следует согласиться с мнением А.П. Мишкиниса, который говорит о том, что «нельзя признать деятельность суда по рассмотрению дел об административных право¬нарушениях исполнительно-распорядительной деятельностью» .
Ст. 118 Конституции России устанавливает, что административное судопроизводство является составной частью судебной власти, правосудия. Это деятельность судов в процессуальной форме правосудия. Административный процесс, даже если его понимать узко, как административно-юрисдикционную деятельность, осуществляемую в административно-процессуальной форме, это деятельность субъектов государственной исполнительной власти, административная деятельность. Что же касается административной юстиции, то в нашей стране это правосудие по административным делам, осуществляемое по нормам гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права, то есть как гражданское судопроизводство. Административное судопроизводство как отрасль правосудия начала развиваться в России во второй половине XX века. Процесс этот эволюционный и идет он пока недостаточно последовательно.
Место судьи в производстве по делам об адми¬нистративных правонарушениях можно кратко определить так: это орган правосудия, осуществляющий по определенным категориям дел функции административной юрисдикции. Особенность административно-процессуального статуса судьи проявляется в том, что судья вправе назначать наиболее строгие административные наказания (ст. 3.6-3.11 КоАП России).
Исходя из вышесказанного, участниками производства по делам об административных правонарушениях, на наш взгляд, яв¬ляются субъекты, в установленном законом порядке и форме осу¬ществляющие определенные процессуальные функции в производстве по делу об административном правонарушении, конкретное содержание которых зависит от выполняемых ими задач в данном производстве.
Похожие статьи:
Статьи → Адвокат - Особенности процедуры конкурсного производства - по делам о банкротстве
--Корневой раздел-- → Постановление о прекращении УД - контрабанда
Статьи → Адвокат - Сравнительный анализ стадий банкротства
Статьи → Понятие и правовая природа участника производства по делам об административных правонарушениях
Статьи → Адвокат - особенности рассмотрения дел о банкротстве для отдельных категорий должников