Рассмотрение жалоб на решения таможенных органов
Российской Федерации, являются участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Как отмечает А.И. Столмаков, «субъективные права – это не какая-то юридическая абстракция, имеющая ценность сама по себе. Субъективные права имеют свой объект, которым являются материальные, духовные, общественные блага и возможность пользоваться свободой в обществе, то есть то, к чему человек стремится. Субъективное право – это гарантированная законом мера возможного поведения управомоченного лица»[1]. М.В. Завершинская также отмечает, что субъективные права и обязанности данных лиц есть содержание таможенного отношения[2].
Ю.Н. Алистратов считает, что право на обращение является субъективным правом граждан и их объединений, но оно не может подменяться решениями руководящих органов общественных объединений, каким бы демотическим путем они ни были сформированы[3].
В научной литературе ставится вопрос о субъектах отрасли права, который относится к числу наиболее важных и сложных. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они необходимы для организации научной работы ученых-административистов[4].
Как отмечает Д.Н. Бахрах, под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает в себя два критерия: социальный – участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта; юридический – признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях[5].
О.В. Золина под субъектом таможенного права понимает лиц, которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела[6].
Аналогичной точки зрения придерживается и М.В. Завершинская, которая, исследуя структуру таможенного отношения, отмечает, что субъектов таможенных отношений можно подразделить на две большие группы – публичные и частные, активные и пассивные, контролирующие и подконтрольные. Одни субъекты таможенных отношений наделены властными полномочиями, другие не наделены таковыми, являются подконтрольными субъектами[7].
Констатируя общетеоретический аспект, касающийся статуса субъекта права, отметим, что в общей теории права до недавнего времени было распространено мнение о том, что все субъекты права делятся на две группы – граждане и организации[8]. Критерий их деления представляется вполне обоснованным. Однако названия обеих групп неудачны, так как они неточно отражают круг субъектов правоотношений, не учитывают их многообразия. Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения – основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и, в общем, круг тех и других совпадает. Субъекты таможенных отношений обладают различными правами и обязанностями. Особое место в системе прав субъектов таможенных правоотношений занимает право жалобы. Однако в научной литературе существуют и иные точки зрения. В частности, А.Ф. Боровиков пишет о том, что «основными конституционными правами и свободами граждан в сфере таможенных правоотношений являются: защита достоинства личности, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода передвижения, объединения, равного доступа к государственной службе, обращение в государственные органы, получение информации. Особое место в сфере таможенных правоотношений имеет свобода экономической деятельности»[9].
Что касается объекта административного правоотношения, то в теории административного права высказаны две точки зрения на объект административного правоотношения. Одни авторы считают, что под объектом административного правоотношения следует понимать все то, по поводу чего возникает и существует правоотношение[10]. Сторонники другой точки зрения полагают, что существует множество объектов правоотношения, к которым относятся действия, бездействия, продукты духовного творчества, личные нематериальные блага[11].
М.В. Завершинская отмечает, что объект таможенного правоотношения представляет собой порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств и связанных с ним процедур, соблюдение которых обеспечивается поведением субъектов данного правоотношения[12].
О.В. Золина считает, что объектом таможенного правоотношения являются действия, поведение лиц в таможенной сфере, которое способно удовлетворять потребности участников непосредственно и путем воздействия на материальные блага. Под непосредственным объектом таможенных правоотношений имущественного характера предлагает понимать такие материальные блага, как товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые
[1] См.: Столмаков А.И. Административно-правовые и судебные методы охраны субъективных прав граждан СССР: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 1971. С. 5.
[2] См.: Завершинская М.В. Правоотношения в области таможенного дела (административно-правовой и финансово-правовой аспекты): Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 8.
[3] См.: Алистратов Ю.Н. Право петиций в Российской Федерации. М., 1997. С. 35.
[4] См.: Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3. С. 16.
[5] См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 138, 139.
[6] См.: Золина О.В. Указ. соч. С. 9.
[7] См.: Завершинская М.В. Указ. соч. С. 8.
[8] См.: Теория государства и права. М., 1983. С. 331.
[9] См.: Боровиков А.Ф. Конституционные гарантии обеспечения защиты прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений (теория и практика): Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 8.
[10] См.: Коренев А.П. Административное право. М., 2000. С. 57.
[11] См.: Лапшин В.Н. Объект как элемент административных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983. С. 29; Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972. С. 90.
Похожие статьи:
--Корневой раздел-- → Проблемы реализации административно-правовых запретов как средства предупреждения и пресечения коррупции в системе правоохранительной службы Российской Федерации
--Корневой раздел-- → Защита по уголовным делам об уклонении от уплаты таможенных платежей
Статьи → Изменения в уголовном законодательстве о контрабанде
--Корневой раздел-- → Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере
--Корневой раздел-- → Не выставлено требование об уплате платежей 194 УК или нет?