Администратинво-правовые акты федеральных органов исполнительной власти и их реализация в деятельности органов внутренних дел
Эффективность реализации федеральными органами исполнительной власти своих полномочий непосредственно связана с их нормативно-правовым оформлением. Многоаспектный характер функций федеральных органов исполнительной власти предопределяет существование разнообразных подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих их административную деятельность. Разнообразие административной деятельности федеральных органов исполнительной власти, в свою очередь, предполагает существование процедуры подготовки, принятия и регистрации их нормативных правовых актов.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти занимают центральное место в механизме реализации предписаний федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства и др. В этой связи юридическая природа нормативных правовых актов органов исполнительной власти на протяжении многих лет привлекает внимание ученых и специалистов-практиков[1]. Обусловлено это тем, что ежегодно в нашей стране принимается только на федеральном уровне около двух тысяч нормативных правовых актов, каждый из которых занимает свое место в системе законодательства, обладает соответствующей юридической силой и регулирует конкретную группу общественных отношений[2]. Процессы демократизации, децентрализации государственного управления создали условия для существования различных нормативных правовых актов как по форме, так и по содержанию. Среди субъектов нормотворчества особое место принадлежит федеральным органам исполнительной власти. Существо исполнительной власти не исчерпывается слишком общим понятием «исполнение»[3]. Вспомогательной функцией исполнительной власти является нормотворческая функция, которая заключается в издании органами этой власти нормативных актов управления[4].
Таким образом, в правовой системе Российской Федерации важное место принадлежит нормативным правовым актам, которые принимаются в пределах своей компетенции федеральными органами исполнительной власти. Данные акты являются основной формой реализации задач и функций исполнительной власти. В них выражается юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти относительно установления, изменения или отмены административно-правовой нормы, регламентирующей соответствующие общественные отношения. Проводимые реформы (административная реформа, реформа государственной службы) заставляют по-иному оценить юридическую сущность нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, определить их место и роль в механизме регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления. В этой связи исследованиеадминистративно-правового регулирования порядка разработки, принятия и регистрации нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти представляется актуальным и своевременным.
Как уже отмечалось, нормативные правовые акты органов исполнительной власти были предметом исследования ученых различных специальностей. Так, теоретические аспекты ведомственного нормотворческого процесса исследовались в работах С.С. Алексеева, А.В. Малько, А.В. Мицкевича, Д.А. Керимова, В.В. Лазарева, С.А. Иванова, А.Ф. Шебанова, А.С. Пиголкина, В.И. Гоймана-Червонюка, Ю.Г. Арзамасова. На отраслевом уровне сущность нормативных правовых актов органов исполнительной власти исследовалась в работах А.П. Алехина, В.И. Новоселова, Ю.А. Тихомирова, А.Ф. Ноздрачева, К.С. Бельского,
С.Н. Жевакина, Д.Н. Бахраха, В.М. Безденежных, А.П. Коренева, Р.Ф. Васильева, Ю.Н. Старилова, А.П. Шергина, Х.А. Андриашина, М.В. Костенникова, Ю.М. Козлова, В.В. Черникова,
Б.В. Дрейшева, Н.Г. Салищевой, А.М. Целика, Е.С. Слесаревой, Б.В. Россинского, Ф.Ф. Яхина и др.
Несмотря на то что существует ряд работ, посвященных исследованию понятия и сущности нормативных правовых актов органов исполнительной власти, целостной концепции ведомственного нормотворческого процесса к настоящему времени не создано. Обусловлено это рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка. Следует отметить, что в настоящее время не определены пределы подзаконного нормативно-правового регулирования общественных отношений, недостаточно исследованы и тем самым не четко обозначены процессуальные аспекты в механизме принятия и государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
[1] См.: Тихомиров Ю.А. Правовые акты: Учебно-практ. пособие. - М., 1999; Васильев Р.Ф. Акты управления (значение, проблема исследований, понятие). - М., 1987; Арзамасов Ю.Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. - М., 2004; Черников В.В. Нормативные акты органов внутренних дел в системе правовых актов управления. - М., 1996 и др.
[2] См.: Иванов С.А. Нормативные правовые акты Российской Федерации. - М., 2004. - С. 3.
[3] См.: Блунчли И.К. Общее государственное право. - М., 1865. - С. 387.
[4] См.: Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. - № 3. - С. 19. Адвокат М.Н. Шеметов
Похожие статьи:
--Корневой раздел-- → Оценочная деятельность общие положения
Статьи → СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КОРОЛЕВСТВА ДАНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Новости → Следственный комитет РФ проводит проверку по факту смерти в СИЗО
--Корневой раздел-- → ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Статьи → Понятие и сущность контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации