Мы не даём пустых обещаний! Мы просто делаем свою работу качественно и результативно!  

Понятие и сущность контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации

Понятие и сущность контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации

Возникновение банков в Западной Европе. Этимология слова «банк» происходит от итальянского слова вanko – скамья менялы денежный стол. История банков насчитывает несколько тысячелетий. Первые банки появились в Древнем Востоке (VII-VI вв. до н.э.) . В дальнейшем банковское дело получило свое развитие в античную и средневековую эпоху. Первые общественные банки появились в Италии примерно в 1156-1171 гг. Итальянские общественные банки осуществляли безналичные расчетные функции (жиро-обороты). С совершенствованием процесса денежного обращения жиро-банки превратились из чисто жиробанков в ссудно-кредитные учреждения .
Изучение обозначенной проблематики позволяет сказать, что первый публичный банк современного вида появился в Генуе в начале XV в. (1407-1408 гг.) – Банк Св. Георгия . Следует сказать, что касса Св. Георгия представляла собой объединение частных банкиров-кредиторов. К концу XVI в. в других городах Италии (Венеции, Милане) появляются муниципальные банки, которые осуществляли безналичные расчеты между клиентами путем перечисления сумм с одного счета на другой .
Изначально именно Италия являлась флагманом банковского дела. Однако к началу XVII в. крупные торговые города Италии утратили свою роль в финансовой жизни Европы. Буржуазная революция в Нидерландах способствовала подъему экономики. В связи с этим на небольшой период времени пальма первенства в организации и осуществлении банковского дела перешла к таким городам, как Антверпен и Амстердам, но уже к концу XVII в. крупнейшим финансовым центром Европы становится Лондон. Каждый этап в развития банковского дела привносил свои новшества. Так, голландские банкиры впервые прибегли к учету векселей .
На рубеже XVII-XVIII вв. банки становятся особым видом предпринимательской деятельности и осуществляют мобилизацию и распределение ссудных капиталов. Они выступают как финансовые посредники, соединяющие интересы кредиторов и заемщиков. Первоначально банки обслуживали потребности торговли и выполняли следующие функции: посредничество в кредите; посредничество в платежах; мобилизацию сбережений и денежных доходов и их последующее размещение; создание средств обращения . XVII в. является знаковым для становления и развития банковской системы. Именно в этот период стали появляться центральные банки, которые с момента своего образования начали кредитовать правительства своих государств. Изначально центральные банки не обладали правом эмиссиий денег. Эмиссию денег осуществляли коммерческие банки. Так, в Германии право эмиссии банкнот вплоть до конца XIX в. было предоставлено пяти банкам, а именно: Рейхсбанку и четырем частным эмиссионным банкам .
Особо следует сказать об английском банке. Англия является тем государством, в котором впервые сформировалась централизованная банковская система. В Англии впервые возник центральный банк (1694 г.). Превращение Англии в крупнейшую банковскую державу обусловлено тем, что в Англии произошла буржуазная революция, имевшая колоссальные последствия для развития политической системы и экономического роста. К концу XVIII в. Англия становится крупнейшей колониальной державой, захватывает лидирующие позиции в мировой торговле. Лондон превращается в международный финансовый центр. Английские банки начинают специализироваться на кредитовании внешней торговли и мореплавания. Английские акционерные депозитные банки специализировались на привлечении свободных денежных средств в виде различных вкладов с целью последующего их использования для предоставления краткосрочных кредитов. Английские акционерные депозитные банки долгое время не могли завоевать доверия вкладчиков. Время от времени у вкладчиков возникали сомнения в надежности депозитных банков. Сомнения приводили к массовому оттоку капитала и, как следствие, банкротству банков .
Банковское законодательство Англии считалось классическим. В связи с этим основы этого законодательства были заимствованы другими европейскими государствами, в которых в XVIII-XIX вв. также формировались банковские системы. Наиболее прогрессивные банковские системы в XIX в. были сформированы в Австрии, Бельгии, Германии, Франции.
К середине XX в. крупнейшими банковскими державами становятся Швейцария и США. Практически во всех странах возникновение банков являлось свидетельством развития капиталистических отношений, а рост банков способствовал развитию и усложнению финансовых правоотношений.
Совершенно иная ситуация сложилась в Российской империи. Растущие накопления денежных капиталов вплоть до 1861 г. использовались для укрепления крепостного строя .
Возникновение банков в Российской Империи. История становления банковской системы достаточно глубоко изучалась в начале XX в., а также в 50-90-е годы XX в. . Поэтому остановимся лишь на отдельных аспектах развития банковской системы Российской империи. Некоторыми функциями банка была наделена Монетная контора (1729 г.), которая была учреждена для наблюдения за чеканкой денег. Монетной конторе было предоставлено право эмиссии денег, а также право выдавать ссуды по залог золота и серебра .
Банки как особые экономические институты, осуществляющие аккумуляцию денежных средств и накоплений, предоставление кредита, проведение денежных расчетов, выпуск и обращение денег, эмиссию ценных бумаг и операции с ними и другие функции, начали создаваться с середины 50-х годов XVIII в. Можно назвать следующие банки: Банк для дворянства (1754-1786 гг.), Государственный заемный банк (1786-1860 гг.), Коммерческий банк (1818-1860 гг.) и др. .
Банковская политика, осуществляемая в XVIII-XIX вв. существенно отличалась от банковской политики стран Западной Европы, где банки с момента их образования находились в частных руках. Система казенных банков Российской империи, являлась крупнейшей в истории всех европейских стран . В XIX в. в Российской империи сформировалась система казенных банков, а также сеть частных банкирских домов. В 50-е годы XIX в. началась банковская реформа, итогом которой было учреждение Государственного Банка (1860 г.). Ст. 1 устава Государственного банка гласила: «Государственный банк учреждается для оживления торговых оборотов и упрощения денежной кредитной политики».
С 70-х годов XIX в. в ряде губерний Российской империи начинают образовываться акционерные земельные банки для развития сельского хозяйства. В 1882 г. учреждается Государственный крестьянский поземельный банк. В 1885 г. для кредитования дворянства учреждается Дворянский земельный банк. Деятельность банков всячески поддерживалась Государственным Банком. Банковская система Российской империи интенсивно развивалась, совершенствовались формы кредитования. Становятся более разнообразными и банковские операции. С 1884 г. Российская империя начала проводить политику накопления золотого запаса. К концу XIX в. удалось покончить с бюджетным дефицитом. Однако события начала XX в. сначала подрубили, а затем полностью разрушили все позитивное, что было создано в банковской системе страны в течение многих десятков лет.
Банки и банковская система в советский период. Советское правительство, как показала история, хорошо понимало, что такое банковская система, и какую роль играют банки в экономике государства. В этой связи неслучайно появление Декрета ВЦИК от 25 ноября 1917 г. «Об упразднении государственного дворянского земельного и крестьянского поземельного банков» , Декрета ВЦИК РСФСР от 14 декабря 1917 г. «О национализации банков» , Декрета ВЦИК РСФСР от 26 января 1918 г. «О конфискации акционерных капиталов бывших частных банков» . В этот период в стране была установлена кредитная монополия, а также национализировано имущество банков.
После слома старой банковской системы советское правительство начинает быстро формировать собственную банковскую систему. Государственный банк и акционерные коммерческие банки были объединены в Народный банк РСФСР. Однако данный банк просуществовал не долго. В связи с проведением политики военного коммунизма Народный банк упразднили в 1920 г. Однако уже в 1921 г. постановление ВЦИК РСФСР от 12 октября 1921 г. «Об учреждении Государственного банка» Государственный Банк был восстановлен. На 4-й сессии ВЦИК 13 октября 1921 г. принимается положение «О Государственном банке РСФСР» , декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 января 1923 г. «О коммунальных банках» создаются коммунальные банки. 24 апреля 1923 г. принимается декрет СНК РФСР «О Государственном банке Р.С.Ф.С.Р.» .
Приведенные выше документы свидетельствуют о том, что в 20-е годы XX в. была сформирована банковская система, включающая Государственный банк, акционерные, отраслевые и территориальные банки, а также государственные трудовые сберегательные кассы. С развитием плановой экономики Государственный банк постепенно превращается в институт плановой экономики. Государственный банк СССР по истечении ряда лет становится стабильно работающим институтом финансово-кредитной системы. Специалисты, занимавшиеся исследованием статуса Государственного банка СССР, отмечают, что во время Великой Отечественной войны Государственный банк наладил эффективное и бесперебойное кассовое обслуживание воинских частей. После Великой Отечественной войны Государственный банк принял активное участие в восстановлении народного хозяйства и экономики страны .
Централизация экономики привела к тому, что в период 1960-1987 гг. банковская система СССР состояла из Государственного банка, государственных трудовых сберегательных касс, Стройбанка, Внешторгбанка СССР, Стройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и др. Банки создавались по принципу специализации. Перед каждым банком ставились свои задачи, а также определялись клиенты. Государственные банки осуществляли свою хозяйственную деятельность на принципах хозрасчета. Деятельность банков регламентировалась преимущественно нормами финансового и гражданского права .
Постановление Совета Министров СССР 6 октября 1987 г. «О перестройке деятельности и организационной структуре банков СССР» ознаменовало собой очередную банковскую реформу. Большое значение для развития банковской системы нашей страны сыграл Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» . На основании данного и ряда иных нормативных правовых актов создавались первые кооперативные банки. Сначала коммерческие банки обладали незначительным уставным капиталом, осуществляли незначительное количество банковских операций. Поступательное развитие рыночной экономики, финансово-кредитной системы, повышение роли и значения банков в народном хозяйстве объективно вызвало совершенствование банковской системы и формирование банковского законодательства.
Развитие внешнеэкономических связей повлекло создание Банка внешней торговли (1990 г.). В 1990 г. принимается последний в истории советского государства закон о Государственном банке СССР. Государственный банк СССР был эмиссионным институтом, через его региональные отделения осуществлялось кредитование и расчетно-кассовое обслуживание отраслей народного хозяйства. Выполнение этих и ряда иных функций в финансово-кредитной системе делало Госбанк органом государственного управления и контроля. Социально-экономические преобразования конца 80-х годов XX в. потребовали изменения в банковской системе. В начале 90-х годов принимаются законы: о банках и банковской деятельности, о Центральном банке ГК РФ. Данные и иные законодательные были призваны регламентировать общественные отношения, складывающиеся в банковской системе, а также отношения, которые складываются между банками и их клиентами в новых экономических и политических условиях. Банковская деятельность окончательно стала разновидностью предпринимательской деятельности.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР. В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному казначейству. Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг и стал принимать участие в его функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики. С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России.
Банковская система: понятие и общая характеристика. Под системой понимают определенный порядок в расположении отдельных частей какого-нибудь явления. Понятие системы применяется там, где речь идет о совокупности элементов, образующих нечто целое, о раскрытии единого во множестве. Банковская система является составной частью экономической и финансовой системы государства. Банковская система представляет собой совокупность различных видов национальных банков, кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.
Банковская система включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. При формировании банковской системы Российской Федерации учитывался опыт Великобритании. Само название Банк России было заимствовано из банковской системы Великобритании, которую возглавляет Банк Англии.
Банк России является главным банком страны. Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления свои функции и полномочия. Уставной капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральным законом. Центральный банк помогает государству перераспределять денежные потоки между денежно-кредитной и финансовыми системами. Решая комплекс задач денежно-кредитного регулирования, Центральный банк помогает решать проблемы государственной казны. Этот уникальный финансовый инструмент государства привилегирован .
Банк России в банковской системе имеет двойственную природу. С одной стороны, Банк России является элементом банковской системы и осуществляет все виды банковских операций, с другой – Банк России является органом государственной власти, осуществляющим свою деятельность в интересах государства. Для этого Банк России наделен соответствующими государственно-властными полномочиями. Банк России наделен правом издавать, нормативные правовые акты, организовывать денежное обращение, осуществлять денежно-кредитную политику посредством соответствующих методов и инструментов, а также осуществлять банковский надзор и применять меры государственного принуждения в отношении коммерческих банков и др. Между Центральным банком (имеющим двойственную природу, т.е. природу государственного учреждения, специфического органа исполнительной власти) и кредитными учреждениями носят управленческий характер. Как отмечает А.П. Жмулевская, Центральный банк Российской Федерации – это государственный орган специальной компетенции, не относящийся ни к одной из ветвей власти, осуществляющий государственное управление в денежно-кредитной сфере .
Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции в соответствии с законом о банках и банковской деятельности.
Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Банк является финансовым посредником. Банк привлекает свободные денежные средства государства, хозяйствующих субъектов, а также физических лиц и предоставляет эти средства на условиях срочности, возвратности и возмездности во временное пользование другим лицам. Аккумуляция денежных средств и предоставление их в кредит физическим и юридическим лицам – главная функция банков. Банк – это коммерческая организация, которая помимо предоставления кредитов размещает вклады, выдает банковские гарантии и поручительства, оказывает консалтинговые услуги, осуществляет валютные и иные банковские операции в соответствии с лицензией, выданной Банком России.
Ф.Д. Лифшиц отмечал, что банки – это такие учреждения, которые концентрируют у себя подавляющую часть наличных денег страны и превращающие эти бездействующие деньги в действующий денежный капитал, создающие кредитные деньги различных типов, ведущие ряд побочных, второстепенных денежных операций и использующие свою финансовую мощь для влияния на развитие отдельных предприятий, их объединений и даже целых отраслей .
Составной частью банковской системы являются иностранные банки. Иностранный банк – это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
В настоящее время сняты ограничения на деятельность коммерческих банков. При наличии лицензии Банка России иностранные банки могут работать на территории нашей страны как с физическими, так и юридическими лицами.
Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом о банках и банковской деятельности. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Говоря о банках и иных кредитных организациях как субъектах административного права, необходимо отметить, что все хозяйствующие субъекты, в том числе и кредитные учреждения, имеют комплексный правовой статус. Их деятельность регламентируется нормами административного, финансового и гражданского права. Их правовой статус зависит не только от формы собственности, но и конкретной ситуации и других условий . А.В. Глушко также отмечает, что статус центральных банков носит комплексный характер. В нем сочетаются конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и финансово-правовые элементы. Эти элементы взаимосвязаны и только в своей совокупности дают целостную характеристику правового положения центрального банка .
Центральный банк и иные кредитные учреждения имеют сложный (комплексный) правовой статус. Их деятельность регламентируется нормами конституционного, административного, гражданского и финансового права.
Банковская система представлена двумя уровнями. Первый уровень – Центральный банк, второй уровень – коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Такое построение банковской системы может свидетельствовать о ее высокой децентрализации. Однако, несмотря на это, государство осуществляет регулирование банковской деятельности посредством правовых норм различной отраслевой принадлежности. Так, банковская деятельность регламентируется нормами конституционного, гражданского, административного и финансового права. Центральный банк является основным субъектом регулирования общественных отношений, складывающихся внутри банковской системы. Банк России функционирует на общих принципах, которые сложились в мировой практике функционирования центральных банков . Центральные (национальные) банки являются эмиссионными центрами, обязаны поддерживать государственные финансовые программы, обеспечивать стабильность национальной валюты, осуществляют валютное и пруденциальное регулирование, а также банковский надзор и др.
Центральный банк. «… Всякий центральный эмиссионный банк, по существу, представляет огромную экономическую силу, призванную в то же время выполнять ряд первостепенной важности функций в общей экономике», страны – писал в начале XX в. Л.Н. Яснопольский .
Центральный банк – основное звено в денежно-кредитной и финансовой системе современного государства. «Центральный эмиссионный банк составляет неотъемлемую принадлежность всякого современного культурного государства» .
Цели и функции Банка России определены ст. 75 Конституции России, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , Законом РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и др.
Основными моментами, характеризующими правовой статус Центрального банка, являются:
• осуществление функций федерального органа исполнительной власти в отношении кредитных организаций в полном объеме, а также в отношении любых физических и юридических лиц в части регулирования налично-денежного и безналичного денежного обращения, операций с иностранной валютой;
• осуществление собственной коммерческой деятельности с получением прибыли.
Совмещение Центральным банком функций государственного регулирования с деятельностью по извлечению прибыли является основой постоянного воспроизводства и расширения режима бесконтрольности и коррумпированности в кредитно-финансовой сфере государства. Сочетание в лице Центрального банка обеих указанных функций является объективным противоречием .
В научной литературе существуют различные точки зрения относительно статуса и специфики деятельности Банка России. В частности, В. Белов считает, что «... применительно к обязательственным пра¬воотношениям Банк России может быть назван как предприятием, так и учреждением, что зависит от конкретного типа отношений. Примени¬тельно же... к вещным правоотношениям Банк России не может рас¬сматриваться ни как предприятие, ни как учреждение...» .
А. Попов считает, что «... Банк России нельзя отнести ни к одной из известных организационно-правовых форм некоммерческих орга¬низаций, предлагаемых действующим законодательством...», и при¬ходит к выводу, что «…банк России представляет из себя некоммерче¬скую организацию, созданную в форме федеральной экономической службы» .
Л. Ефимова показывает, что Банк России имеет двойственную пра¬вовую природу и является «...уникальным ... образованием, которое, с одной стороны, является органом государственного управления спе¬циальной компетенции, а с другой – государственным унитарным пред¬приятием, т. е. коммерческой организацией» .
О.М. Олейник считает, что нельзя определить правовое положение Банка России, оперируя такими категориями частного права, как ком¬мерческое и некоммерческое юридическое лицо, так как это положе¬ние включает публично-правовые компоненты .
А.А. Морозов, обобщив различные точки, зрения относительно статуса Банка России, делает вывод о том, что в настоящее время в российском праве нет института, который мог бы отразить специфику правового положения Банка России. Специфика правового положения Центрального банка Российской Федерации определяется и его взаи¬моотношениями с высшими органами государственной власти .
Система Банка России. Банк России является основным элементом банковской системы, в то же время Банк России имеет собственную систему. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.
Цели деятельности Банка России – защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Деятельность Банка России направлена на обеспечение устойчивости рубля, повышение его покупательной способности, укрепление курса рубля по отношению к иностранным валютам. Укрепление банковской системы состоит в пресечении противоправной деятельности кредитных организаций, предупреждении банкротств кредитных организаций, повышении доверия граждан к банкам и иным кредитным учреждениям и др. Деятельность Банка России направлена на совершенствование платежной системы посредством совершенствования системы безналичных расчетов, внедрение новых форм безналичных расчетов и др. Как отмечает И. Корогодов, целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и защита интересов клиентов .
Функции Банка России – это основные направления его деятельности. В функциях проявляется содержание деятельности Банка России, определяется роль и место Банка в финансово-кредитной системе. Перечень функций, осуществляемых Банком России, определен в ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России выполняет ряд функций.
Банк России в сфере взаимоотношений с Правительством РФ. Банк России во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Такое взаимодействие помогает достичь необходимых позитивных результатов. Однако взаимодействие Банка России и Правительства в сфере формирования и реализации единой денежно-кредитной политики нельзя признать оптимальным в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного порядка. Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства. Председатель Банка России или его заместитель участвует в заседаниях Правительства, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики и др.
Министр финансов и Министр экономического развития или по одному из их заместителей могут участвовать в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России самостоятельно и во взаимодействии с Правительством осуществляет управление государственным долгом. Как отмечает А.Г. Братко, «…Банк России играет чрезвычайно важную роль в деятельности по управлению государственным долгом» .
Данная функция прямо не указана в числе функций Банка России. Тем не менее в соответствии с законом Банк России консультирует Министерство финансов по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга. Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга определяются федеральными законами (ст. 119 БК РФ). Банк России принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.
Административно-разрешительная (полицейская) система Банка России. Банк России обладает мощным административно-разрешительным инструментарием, который реализуется им в финансово-кредитной системе. Данное обстоятельство послужило появлению принципа «можно все, но только с разрешения Центрального банка» .
Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие лицензий и отзывает их. Банк России регистрирует эмиссию ценных бумаг, выпускаемых кредитными организациями; организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; участвует в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Банк России осуществляет антимонопольное регулирование.
Финансово-кредитная и расчетная деятельность Банка России. Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; устанавливает правила проведения банковских операций. Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы; определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренном законом.
Инструменты денежно-кредитной политики Банка России. Банк России осуществляет воздействие на всю финансово-кредитную систему, через систему методов и инструменты денежно-кредитной политики, к числу которых относятся: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени.
Нормотворческая деятельность Центрального банка. В пределах своей компетенции Банк России издает нормативные правовые акты, которые обязательны для всех участников общественных отношений, складывающихся в банковской системе . Следует заметить, что деятельность самого Центрального банка регламентируется Конституцией, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Банка России. Деятельность Банка России, а также деятельность иных банков не может регламентироваться актами Президента, Правительства, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Банк России издает нормативные правовые акты в форме указаний, положений и инструкций.
Банковский надзор является одной из функций Банка России. Функция банковского надзора объективно необходима. На данное обстоятельство было обращено внимание в работе А.С. Ахманова «Надзор за кредитными учреждениями» .
В современной юридической литературе по банковскому праву уделяется недостаточное внимание рассмотрению вопросов банковского надзора. Между тем банковской надзор является в определенном смысле гарантией защиты прав вкладчиков в механизме функционирования банковской системы. В связи с этим О.Н. Антипова, а также другие специалисты отмечают, что задачами пруденциального регулирования и надзора видит в том, чтобы посредством постоянного контроля обнаружить на ранней стадии возникновение проблем в банке, обострение которых может вызвать неплатежеспособность и банкротство кредитной организации .
Кроме того, банковский надзор должен осуществляться в целях предупреждения и пресечения правонарушений в финансовой деятельности кредитной организации, а также привлечения правонарушителей к соответствующему виду юридической ответственности .
О.Ю. Шпитко также отмечает, что физические и юридические лица – клиенты банков вправе требовать от государства создания реальных правовых гарантий и конкретных действий регулирующего и надзорного характера, обеспечивающих защиту их интересов .
В соответствии с законом Банк России является органом банковского надзора и контроля. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Целями банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковский надзор осуществляется через Комитет банковского надзора. Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
Следует отметить, что проблемы обеспечения законности и правопорядка в банковской системе имеют, как никогда, актуальное значение. Совершенствование института банковского надзора зависит от целого ряда обстоятельств. В настоящее время необходимо совершенствование правовых основ банковского надзора, оптимальное определение средств банковского надзора.
Одной из главных проблем в механизме осуществления банковского надзора является определение данной дефиниции. Категория «надзор» как правовая категория исследовались в научной литературе. Проблеме надзора посвящено достаточно много научных работ.
Преимущественно в научной литературе исследовался институт прокурорского надзора , а также надзор, осуществляемый в сфере внутренних дел .
Кроме того, контрольно-надзорная деятельность исследовалась в теоретическом аспекте .
М.И. Еропкин, исследовав проблемы управления в сфере внутренних дел, отмечал, что «…административный надзор – это систематическое наблюдение органов милиции за точным исполнением должностными лицами и гражданами законов и иных нормативных актов в целях обеспечения общественного порядка, предупреждения и пресечения нарушений, выявления нарушителей и принятия к ним мер общественного или административного воздействия» .
Ф.С. Розаренов определял административный надзор как «…систематическое наблюдение органов управления за точным и неуклонным выполнением общеобязательных правил в целях предупреждения, пресечения их нарушений, выявления и привлечения нарушителей к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия» .
Р.И. Денисов в самом общем виде говорит о том, что сущность административного надзора характеризуется его целевой направленностью, которая заключается в удержании поднадзорных объектов в заданном правовом режиме .
В научной литературе исследовались проблемы контрольно-надзорной деятельности и в банковской системе .

М.В. Максимов, исследовав проблемы контроля и надзора в банковской деятельности, отмечает, что в отличие от контроля надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности между надзорными органами и поднадзорными лицами. Надзор предусматривает право надзорного органа оценивать деятельность поднадзорного лишь с точки зрения законности, а не целесообразности. При этом вмешательство надзорного органа в оперативную, хозяйственную и иную самостоятельную деятельность поднадзорного лица не допускается .
В.Н. Елизаров определяет банковский надзор, через контроль. В частности, В.Н. Елизаров пишет о том, что банковский надзор представляет собой общий государственный надзор в определенной области хозяйства – банковском секторе. Банковский надзор – это контроль над банками при допуске их к осуществлению банковской деятельности и в процессе таковой. Он ориентируется на правовые нормы в области банковского надзора, которые служат для поддержания банковской системы в целом и защиты каждого отдельного вкладчика .
Л.Т. Казакбиева отмечает, что банковский надзор существует в целях защиты публичных интересов в сфере денежно-кредитных отношений. В этой связи банковский надзор несет в себе экономический и государственно-правовой аспект .
И. Корогодов отмечает, что с юридической точки зрения банковский надзор – это надзор за соблюдением кредитными организациями банковского права. Кроме того, вопрос о банковском надзоре включает государственно-правовой и экономический аспекты .
Д.Я. Калантырский, раскрывая содержание банковского надзора, отмечает, что банковский надзор – это надзор, осуществляемый уполномоченными государством организациями за соблюдение банками и другими кредитными организациями определенных правил устройства и функционирования банковской системы. Говоря конкретно, это надзор со стороны Банка России за соблюдением кредитными организациями в своей деятельности федеральных законов и нормативных актов Банка России .
На наш взгляд, банковский надзор – это надзор Банка России за коммерческими банками и иными кредитными организациями за соблюдением выполнения ими законов, а также иных нормативных правовых актов, осуществляемый в установленных законом формах и с помощь определенных методов, направленных на защиту интересов вкладчиков, предупреждение преднамеренных банкротств кредитных организаций. Кроме того, банковский надзор направлен на противодействие легализации доходов, полученных противоправным путем.
Комитет банковского надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации. Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
К компетенции Комитета банковского надзора относятся вопросы, связанные с осуществлением:
• регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулированием деятельности кредитных организаций;
• отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля.
Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции:
• проводит обсуждения, в том числе по поручению Совета директоров Банка России, Председателя Банка России, по предложению структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета, иных структурных подразделений Банка России и его территориальных учреждений;
• подготавливает по поручению Председателя Банка России необходимую информацию Национальному банковскому совету Банка России по вопросам, входящим в его компетенцию;
• готовит предложения Совету директоров Банка России и Председателю Банка России;
• принимает решения по вопросам государственной регистрации кредитных организаций при их создании; выдачи генеральных лицензий на осуществление банковских операций, лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц банкам, ранее не имевшим такого права; вынесения заключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования вкладов; формирования собственных средств (капитала) кредитных организаций с использованием инвесторами ненадлежащих активов; назначения временной администрации по управлению кредитной организацией; аннулирования и отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций, а также государственной регистрации кредитных организаций в связи с их ликвидацией; выдачи кредитным организациям разрешений на создание на территории иностранного государства дочерних организаций; применения к кредитным организациям мер воздействия за допущенные нарушения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и др.

 

Похожие статьи:

СтатьиПостановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П

НовостиСледственный комитет РФ проводит проверку по факту смерти в СИЗО

СтатьиСОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КОРОЛЕВСТВА ДАНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

--Корневой раздел--Общие положения закона о государственной границе

--Корневой раздел--Проект федерального закона о внесении изменений в УК, УПК по контрабанде

Сюжеты, выступления, комментарии в телепередачах, на радио, членов Московской коллегии адвокатов "Шеметов и партнеры"

 
 
 

Присоединяйтесь к нашим трансляциям в сети Periscope:

Максим Шеметов в Periscope

Свежие статьи
Решение о корректировке таможенной стоимости признано незаконным арбитражным судом Решение о корректировке таможенной стоимости признано незаконным арбитражным судом

Арбитражным судом города Москвы признано незаконным решение Московской областной таможни о корректировке таможенной стоимости

далее
Отменено решение о корректировке таможенной стоимости Отменено решение о корректировке таможенной стоимости

21.11.2016 г. по результатам рассмотрения Заявления объявлена резолютивная часть решения суда первой инстанции, согласно которой решение о корректировке таможенной стоимости признано незаконным полностью, с таможенного органа взысканы в пользу истца судебные расходы по уплате государственной̆ пошлины в сумме 3 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в полном объеме.

далее
Юридическая помощь при разрешении арбитражных споров Юридическая помощь при разрешении арбитражных споров

Члены МКА "Шеметов и партнеры" готовы оказать любую юридическую помощь при разрешении споров в арбитражном суде любого уровня.

далее
Решение об отмене Корректировки таможенной стоимости оставлено в силе Решение об отмене Корректировки таможенной стоимости оставлено в силе

Арбитражным судом Северо-Кавказского округа оставлено без изменения решение о признании незаконным решения Ростовской таможни о корректировке таможенной стоимости 

далее
все статьи

Внимание!!! Полное, либо частичное копирование материалов сайта разрешено только при установлении гиперссылки на www.shemetov.ru и по согласованию с администрацией!

Поиск по сайту
Полезное
Посоветовать друзьям
Статистика
Записаться на консультацию