Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации
Известно, что коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая в первую очередь органы государственной власти и управления. Вследствие коррумпированности значительной части государственных и муниципальных служащих граждане, по сути, вытесняются из сферы бесплатных обязательных услуг в области образования, здравоохранения, социального обес-печения: бесплатные публичные образовательные, социальные, а также административные услуги становятся для них платными.
Коррупция позволяет нарушителям уходить от юридической ответ-ственности за совершенные противоправные деяния - это порождает без-наказанность и способствует падению престижа судебных и правоохранительных органов, а также в целом государственной власти в глазах населе-ния, что в итоге порождает опаснейшее явление - правовой нигилизм.
Разрастанию коррупции и, в частности, ее наиболее общественно опасной формы проявления - взяточничеству - способствуют самые разно-образные факторы, как объективного, так и субъективного характера.
В настоящее время в мире нет ни одного государства, в котором бы совершенно отсутствовала коррупция. Однако во многих индустриально развитых зарубежных государствах создана действенная система пресечения коррупции, сформирована атмосфера нетерпимости общества в целом к этому опасному социальному явлению.
По данным исследований, проведенных в нашей стране, коррупция, как массовое социальное явление в системе государственной власти и управления, а также в системе государственной и муниципальной службы, еще не получила должного общественного осуждения.
Бизнесмены, предприниматели, т.е. представители бизнес-сообщества, а зачастую и граждане, не имеющие отношения к бизнесу, вполне терпимо относятся к фактам коррупции среди служащих органов власти и управления, более того, большинство считают, что с помощью коррупции можно добиться решения многих возникающих проблем. А отдельные служащие органов власти и управления рассматривают взятку, как почти «легальную» дополнительную форму оплаты своего труда.
Сложившаяся, таким образом, противоправная обстановка, угрожающая национальной безопасности и экономическому развитию нашей страны, не может длиться бесконечно.
В настоящее время российское общество самым серьезным образом озаботилось решением проблемы борьбы с коррупцией. Совсем недавно был подписан и ратифицирован целый ряд международных документов в области борьбы с коррупцией, подготовлен и реализуется Национальный план противодействия коррупции, принят Федеральный закон РФ от 25 де-кабря 2008 г. «О противодействии коррупции» .
Но предпринимаемых лишь одним государством усилий явно недо-статочно - необходимо использовать в этой сфере деятельности практически все институты гражданского общества.
Следует справедливо заметить, что и от непосредственного участия самих граждан зависит очень многое. Каждый гражданин должен четко знать правила поведения при об-щении со служащим органа власти и управления, ставить перед собой чет-кие и реальные задачи, и, таким образом, не способствовать коррупции.
На сегодня каждый четвертый россиянин лично сталкивается с коррупционными рисками, когда какой-нибудь чиновник нагло и спокойно вымогает у него неофициальное вознаграждение (взятку) за исполнение своих служебных обязанностей. Признанными лидерами среди чиновников-взяточников являются инспекторы ГАИ, а также служащие органов государственной власти и управления, которые осуществляют контрольную или разрешительную деятельность. В коррупционноопасную обстановку чаще всего попадают наиболее обеспеченные и социально активные граждане. Именно они, обращаясь к чиновникам за теми или иными разрешениями или административными услугами, становятся жертвами коррупции. Вышеуказанные, а также многие другие обстоятельства обуславли-вают необходимость разработки и реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления, а также развития института административной юстиции, который может внести весьма ощутимый вклад в дело противодействия коррупции.
Эффективность реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления зави-сит от целого ряда причин правового, организационного, технического и политического характера, но в первую очередь - от четкого определения понятия коррупции, от выявления ее специфических признаков, которые имеют место в сфере публичного управления .
Государство в настоящий момент признало наличие общественно опасной угрозы коррупции, а также ее широкое и системное распростране-ние в различных органах государственной власти управления в системе государственной и муниципальной службы.
Говоря об определении понятия коррупции, необходимо отметить, что в настоящее время такое определение содержится в Федеральном законе РФ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» , который после многолетних и оживленных дискуссий был впервые принят в нашей стране. Не пересказывая определение данного понятия, которое содержится в законе, можно сделать вывод, что законодательное определение коррупции преимущественно акцентировано на уголовно-правовой аспект данного явления. Между тем спектр коррупционных проявлений намного шире, они могут касаться различных аспектов социальной жизни, а также различных сфер публичного управления, поэтому, на наш взгляд, с помощью лишь одних уголовно-правовых средств проблему коррупции в органах власти и управления решить достаточно сложно.
Коррупция - в самом широком понимании явления - это использова-ние служащим органа власти и управления своих властных полномочий в личных интересах, а также в интересах третьих лиц или групп.
В современной научной литературе, и в практике противодействия коррупции выделяют несколько ее видов. Преимущественно акцентируется внимание на политической, экономической, административной, бытовой и элитной коррупции; кроме того, выделяют национальную и международную коррупцию. Все перечисленные виды коррупции носят социально опасный характер, и они, безусловно, между собой взаимосвязаны. Последствия коррупции непременно сказываются на уровне развития социальной и экономической инфраструктуры государства. Наибольшую опасность несет в себе политическая и административная коррупция, а также коррупция, которая имеет место в судебных и правоохранительных органах . Как уже отмечалось, коррупция в государственных институтах под-рывает доверие населения к органам государственной власти, снижает престиж страны на международной арене.
Административная же коррупция, которая имеет место в органах ис-полнительной власти и управления, способствует формированию рынка бюрократических услуг; кроме того, этот вид коррупции способствует раз-витию чиновничьего предпринимательства, а также организации заведомо привилегированного бизнеса .
Все это самым негативным образом сказывается на развитии пред-принимательской деятельности, добросовестной конкуренции, защите прав потребителей.
Особенностью современной коррупции является и то, что она после-довательно расширяет зоны своего влияния за счет новых, ранее защищен-ных от нее сфер воздействия, что делает ее особенно опасной. Сегодня практически нет ни одного органа государственной власти, коррупционные услуги которого не были бы востребованы бизнесом» . В распределении российских рынков коррупционных услуг практически монопольно главенствует исполнительная власть. По оценкам экспертов именно на ее долю приходится 98,9% общего объема рынка коррупционных услуг, на долю судебной власти приходится 0,8%. Доля коррупционных услуг, кото-рые приходятся на законодательную власть, составляет 0,1%. Наибольший коррупционный доход приносят монопольные функции исполнительной власти: в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности - 34,6%, лицензирования - 34, 2%, налогового администрирования - 22% .
Следует согласиться с тем, что одним из наиболее серьезных препят-ствий на пути формирования правового механизма предупреждения и пре-сечения коррупции в органах власти и управления является несоблюдение со стороны ряда государственных и муниципальных служащих этических стандартов служебного поведения, что в конечном итоге приводит к раз-личного рода должностным злоупотреблениям .
Коррупция, как уже неоднократно подчеркивалось, серьезнейшим образом ослабляет государство, поэтому борьба с ней является одним из приоритетных направлений государственной политики. В этой связи в механизме противодействия коррупции должны быть задействованы различные социальные средства и регуляторы, центральное место среди которых должно занимать право .
Предупреждение и пресечение коррупции - это общеюридическая проблема. Подчеркнем, что нормы всех отраслей права должны быть за-действованы в деле противодействия коррупции, однако необходимо отметить, что основными правовыми средствами, которые должны использоваться в деле предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления, должны быть именно административно-правовые средства. Данный тезис обусловлен тем, что именно нормами административного права определяется правовое положение органов публичного управления, а также статус их служащих. Нормами административного права также определяется режим предоставления публичных услуг физическим и юри-дическим лицам. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» содержит в себе достаточно важные административные предписания, ко-торые касаются противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. В настоящее время необходимо отлаживать меха-низм реализации, как в целом закона «О противодействии коррупции», так и отдельных его предписаний, особенно тех, которые ранее не существо-вали в отечественном законодательстве . Обратим также внимание на необходимость использования предпи-саний, которые содержатся в нормах международного права.
В настоящее время подписан и действует ряд документов, например, Конвенция ООН против коррупции, Конвенция Совета Европы «Об уго-ловной ответственности за коррупцию». Эти и другие акты, касающиеся деятельности предупреждения и пресечения коррупции, содержат в себе целый ряд административных предписаний, направленных на предупре-ждение и пресечение коррупции, однако их нормативный и организацион-ный потенциал используется сегодня далеко не в полном объеме.
Анализ КоАП РФ показывает, что только одной статьи, предусмат-ривающей ответственность за незаконное вознаграждение от имени юри-дического лица, явно недостаточно, необходимо введение дополнительных составов административных правонарушений, которые будут предусмат-ривать ответственность за нарушение предписаний закона «О противодействии коррупции».
Основной массив административных дел с признаками, которые ука-зывают на наличие коррупции, образуют жалобы на неправомерные дей-ствия должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В год таких жалоб насчитывается до 120 тыс.
Нередко при рассмотрении публично-правовых споров судебные ор-ганы оказываются погруженными в коррупционные интересы их участни-ков, произвольно используя при этом право на судейское усмотрение при назначении наказания между низшим и высшим его пределом, а также при квалификации деяний, которые могут стать предметом коррупционной сделки. Эти и другие обстоятельства способствуют объективной необхо-димости создания действенных административно-правовых средств преду-преждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления . На повестке дня - создание и эффективное использование системы антикоррупционных мероприятий, которые должны содержать:
- последовательное применение административных регламентов в служебной деятельности служащих органов государственной власти и управления;
- оптимальное определение прав, обязанностей, а также режима юридической ответственности органов публичной власти и их служащих;
- введение четких процедур принятия административных решений;
- использование методики анализа правовых актов на предмет коррупциогенности;
- глубокое и широкое разъяснение антисоциального характера коррупции и ее отрицательных последствий для общества, государства и граждан .
Нужно отметить, что подход к решению вопросов, касающихся пре-дупреждения и пресечения коррупционных проявлений в деятельности служащих органов государственной власти и управления, может быть до-статочно разнообразным.
Следует согласиться с тем, что в настоящее время нужно:
- добиться грамотного, с правовой точки зрения, использования всеми служащими своих прав и обязанностей;
- добиться соблюдения правил служебного поведения со стороны государственных и муниципальных служащих;
- строго оценивать деятельность и поведение служащих с антикор-рупционной точки зрения во время приема их на работу (назначения, кон-курсов, выборов, продвижения по службе), а также при проведении перио-дической аттестации кадров;
- обеспечить соблюдение запрета замещать после увольнения с гос-ударственной и муниципальной службы в течение двух лет должности и выполнять работы в организациях, если ранее к функциям служащего от-носился контроль за ними .
В настоящее время для формирования честного, компетентного и дисциплинированного корпуса служащих органов государственной власти и управления необходим комплекс организационных мероприятий, которые касаются:
- порядка отбора кадров на государственную и муниципальную службу, а также создания четких объективных критериев для их карьерного роста, что будет давать возможность заниматься повышением квалифи-кации, а также созданием положительного имиджа для института публичной службы;
- обеспечения государственным и муниципальным служащим достойной оплаты их труда, а также набора социальных льгот, что в опреде-ленной степени будет стимулировать их труд;
- формирования режима информационной открытости в деятельности государственных и муниципальных служащих;
- создания эффективных механизмов контроля и надзора за служеб-ной деятельностью государственных и муниципальных служащих .
В завершение еще раз подчеркнем, что проблемы предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления требуют системного подхода. Уровень развития коррупции, степень ее общественной опасности, а также разнообразные формы ее проявления, требуют адекватных мер реагирования всех государственных институтов и структур. Кроме того, как уже неоднократно отмечалось, борьба с корруп-цией может дать определенные позитивные результаты только при участии в соответствующих антикоррупционных мероприятиях большинства институтов гражданского общества России.
Похожие статьи:
--Корневой раздел-- → Административно-правовые запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации
--Корневой раздел-- → Международные аспекты противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации
--Корневой раздел-- → Проблемы реализации административно-правовых запретов как средства предупреждения и пресечения коррупции в системе военной службы Российской Федерации