Мы не даём пустых обещаний! Мы просто делаем свою работу качественно и результативно!  

Проблемы реализации административно-правовых запретов как средства предупреждения и пресечения коррупции в системе военной службы Российской Федерации

Следует отметить, что институт государственной службы России достаточно разнообразен и сложен. Еще в XIX в. было отмечено, что служебные силы каждого государства, по роду их деятельности, распределяются главным образом на два отдела - военный и гражданский, и чем правильнее устроена организация внутреннего государственного управления, тем точнее определяются и по уставам, и на практике обязанности каждого из этих отделов[1].

Несмотря на свою сложную и неоднозначную систему государственная служба Российской Федерации как публично-правовой институт представляет собой единый механизм. В этой связи совершенно справедливо, что гражданская, военная и правоохранительная службы имеют единые основы и принципы организации, функционирования и развития. Военная и гражданская службы находятся в диалектическом единстве в механизме государства[2].

Все виды государственной службы между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Перед каждым видом государственной службы стоят свои задачи и функции, производные от общих функций публичного управления. В этой связи предупреждение и пресечение коррупции должны вестись во всех видах государственной службы последовательно и равномерно. Нельзя достичь успехов в пресечении коррупции, ведя борьбу только в одной сфере, не затрагивая при этом иных сфер. В этой связи представляется необходимым рассмотреть ряд аспектов противодействия коррупции в системе военной и правоохранительной службы в их взаимосвязи. Обусловлено это тем, что в рамках единого механизма государства гражданская, военная и правоохранительная службы имеют общие основы и принципы организации, функционирования и развития[3], поэтому запреты, обусловленные режимом государственной службы, во многом схожи. Как отмечается в различных комментариях к законодательству о государственной гражданской службе, назначение запретов состоит в том, чтобы обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов, установить препятствия возможному злоупотреблению государственными служащими противоправных действий, создать условия независимой служебной деятельности и вместе с тем гарантировать осуществление государственными служащими гражданских прав[4]. Запрет часто сформулирован как описание правонарушения и определение санкций за его совершение[5].

Запреты в системе военной службы.

Следует согласиться, что преступления, совершаемые военнослужащими, всегда вызывали озабоченность власти, волновали руководство армии страны, поскольку состояние воинской дисциплины среди военнослужащих лиц и потеря управления армией могли привести к потери власти[6]. Особую опасность в системе военной службы представляет коррупция. Проблема коррупции вызывает пристальное внимание Главной военной прокуратуры РФ. В частности, Главный военный прокурор С. Фридинский констатирует, что уровень коррупции в армии, несмотря не предпринимаемые меры, не снижается. Наиболее коррупционными в армии являются участки, где задействованы «живые деньги»: закупка вооружения, продовольствия, выплата денежного довольствия, выдача жилищных сертификатов и др[7]. По данному поводу в начале XX в. П. Берлин отмечал, что взяточничество и казнокрадство на Руси не нынешними интендантами началось и, увы, не ими оно кончится[8].

Данные обстоятельства вызывают объективную необходимость разработки и реализации современных административно-правовых средств противодействия коррупции в системе военной службы.

Прежде всего нужно исходить из того, что военная служба сопряжена со многими тяготами и лишениями, обусловленными режимом данного вида государственной службы. Как отмечал один из классиков советского военно-административного права Н.А. Виноградов, военная служба, как особый вид государственной службы, обеспечивает оборону советского государства от нападения извне, государственные интересы и охраняет мирный и созидательный труд советских граждан[9].

 Военная служба - это особый вид государственной службы, выражающейся в юридически оформленных специфических отношениях между государством и гражданином, в осуществлении гражданами обязанностей и прав в соответствии с предоставленной им в составе Вооруженных Сил ролью в целях обеспечения вооруженной защиты государства»[10].

 Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»[11] закрепляет, что военная служба - особый вид федеральной государственной службы (ст. 2), а Федеральный закон РФ от
27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»[12] определяет, что военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст. 6).

Специфика военной службы, обуславливающая административно-правовое положение военнослужащих, закрепляет в Федеральном законе РФ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих»[13] ряд запретов антикоррупционного характера. Так, военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение; использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами; принимать без разрешения Президента РФ награды иностранных государств, международных и иностранных организаций; выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями; использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним (ст. 10 п. 7).

Закрепленные законом запреты для военнослужащих в целом сходны с запретами, которые имеют место в системе гражданской и правоохранительной службы. И в целом они правильны, но, тем не менее, необходимо сказать, что отношение к закрепленным запретам далеко не однозначно.

Еще в 1913 г. отмечалось, что «…ограничения не должны резко нарушать частных интересов служащих и создавать новые тягости для лиц, отбывающих воинскую повинность»[14].

«… Ограничение экономических прав направлено на то, чтобы военнослужащий не мог заниматься определенной деятельностью, а с другой стороны, данное ограничение препятствует военнослужащему пользоваться некоторыми имущественными правами с использованием военной службы… Ограничения военнослужащих в экономической сфере вытекают из сущности военной службы как службы государственной. Лицо, состоящее на государственной службе, должно посвящать исполнению служебных обязанностей как можно большее количество своих сил и энергии. В свою очередь служба должна обеспечивать военнослужащему средства к существованию, а побочное занятие не должно являться для него источником удовлетворения его насущных потребностей»[15].

 Законодательство Российской империи содержало ряд запретов для военнослужащих в сфере экономической деятельности: существовали запреты в отношении осуществления личного производства, торговли и управления промышленными предприятиями; в отношении участия в различных торговых и промышленных товариществах[16].

Запреты для военнослужащих Соединенных Штатов Америки преимущественно касаются офицеров. Однако, несмотря на существующие запреты, военнослужащий может заниматься предпринимательской деятельностью, но последняя не поощряется руководством. По имеющимся статистическим данным, представленным научной литературой, 10% военнослужащих США свободное от военной службы время подрабатывают[17]. Следует также отметить, что рядовой и младший начальствующий состав (сержантский) вооруженных сил США может работать во внеслужебное время, если это не мешает основной службе[18].

Военнослужащие Германии, Франции, Норвегии, Израиля с разрешения командования могут подрабатывать в коммерческих организациях, если это не мешает военной службе, не подрывает ее авторитета, а также вызывает ситуации здоровой конкуренции интересов государства и военнослужащего.

Как мы видим, законодательства ряда зарубежных государств достаточно либеральны и в то же время жестко подходят к вопросам совместительства основной деятельности с иной на военной службе. Прежде всего военнослужащий должен обеспечивать интересы государства в сфере военной безопасности. Государство в свою очередь должно обеспечивать достойное материальное содержание лицам, состоящим на военной службе, а также позволять военнослужащим подрабатывать в свободное от службы время, не нарушая при этом режима военной службы, а также с помощью иных административно-правовых средств стимулировать служебную деятельность своих граждан.

Российское законодательство применительно к изложенным выше аспектам не вполне соответствует европейским стандартам. Факт, что законодательство о правовом статусе военнослужащих чрезмерно ограничивает право военнослужащих на осуществление хозяйственной деятельности, был отмечен еще в начале XX в.

Идеи, высказанные учеными в начале XX в., и в наше время не потеряли своей актуальности, например, А.М. Добровольский в целом ряде своих научных работ отстаивал точку зрения относительно гибкого ограничения экономической свободы военнослужащих: ученый достаточно либерально подошел к данному вопросу, отмечая, что занятие военнослужащих хозяйственной деятельностью (занятие торговлей и промыслами) вполне возможно при выполнении ряда условий: занятие хозяйственной деятельностью не должно отвлекать военнослужащего от служебных обязанностей; хозяйственная деятельность не должна являться источником столкновений военнослужащих с лицами частными и властями (содержание питейных заведений, трактиров и т.п.); хозяйственная деятельность не должна являться источником злоупотреблений по службе, а также не должна быть не совместимой с достоинством воинского звания[19].

Данная мысль находит свою поддержку на страницах современной научной литературы. В частности, А.В. Кудашкин говорит, что «… российским законодательством чрезмерно ограничено право военнослужащих на занятие побочной деятельностью. Законодатель пошел по более легкому пути, наложив запрет на побочную деятельность военнослужащих, разумнее следовало бы создать систему правовых норм, ограничивающих военнослужащих в возможности использовать служебное положение для участия в деятельности, кроме военной службы, приносящей доходы, а также запрещающих такую деятельность в случае, если она мешает исполнению обязанностей военной службы»[20].

В этой связи, учитывая имеющийся зарубежный опыт, было бы вполне целесообразно позволить отдельным категориям военнослужащих подрабатывать в свободное от службы время, заниматься предпринимательской деятельностью, не связанной с военной службой. Такой подход позволит снизить уровень коррупции в системе военной службы, приостановит увольнение квалифицированных кадровых офицеров, будет способствовать укреплению дисциплины и законности. Безусловно, такой либеральный подход в вопросе совместительства на военной службе потребует формирования дополнительной системы контроля за военнослужащими, возложения на них дополнительных обязанностей, а также введения новых мер юридической ответственности: к примеру, дисциплинарного штрафа, который будет возможно применить к военнослужащему, злоупотребляющему предоставленным правом, а также в случае если военнослужащий, занимаясь побочной деятельностью, будет подрывать или дискредитировать военную или государственную службу Российской Федерации.

В настоящее время данный шаг необходим, поскольку военнослужащие, особенно среднего и старшего начальствующего состава, едва «сводят концы с концами», не обеспечены жильем. Социальные проблемы военнослужащих разрешаются крайне не удовлетворительно, поэтому было бы вполне оправданно пойти на вышеназванный эксперимент, хотя бы в масштабах одного военного округа или группы войск[21].

 


[1] См.: Карнович Е. Русские чиновники в былое и настоящее время. - СПб., 1897.  

[2] См.: Кудашкин А.В. Указ. раб. - С. 12.

[3] См.: Хоменок Ф.А. О соотношении советской государственной и военной службы // Правоведение. - 1977. - № 3. - С. 99; Куракин А.В. Проблемы реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе Вооруженных Сил Российской Федерации // Современное право. - 2007. - № 6. - С. 54.

[4] См.: Об основах государственной службы Российской Федерации… Указ. раб. - С. 71; О гражданской службе Российской Федерации… Указ. раб. - С. 151.

[5] См.: Лейст О.Э. Указ. соч. - С. 35.

[6] См.: Волчок В.Г. Военная прокуратура в системе предупреждения преступности военнослужащих // Сборник научный трудов: Вып. 11 / Под ред. Т.Н. Радько. - М.: Академия права и управления, 2007. - С. 82

[7] См.: В армии подсчитали коррупцию // Российская газета. - 2007. - 30 марта.

[8] См.: Берлин П. Русское взяточничество, как социально-историческое явление // Русский мир. - 1910. - № 8. - С. 44.

[9] См.: Виноградов Н.А. Советское военно-административное право. - М., 1951.

[10] См.: Хоменок Ф.А. Указ. раб. - С. 102.

[11] См.: Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.

[12] См.: Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.

[13] См.: Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 22. - Ст. 2331.

[14] Добровольский А.М. Особенности правового положения военнослужащих в области публичного права. - СПб., 1913. - С. 43.

[15] Кудашкин А.В. Указ. раб. - С. 439.

[16] См.: Там же.

[17] См.: Кудашкин А.В. Указ. соч. - С. 441.

[18] См.: Там же. - С. 442.

[19] См.: Добровольский А.М. Указ. соч. - С. 42.

[20] Кудашкин А.В. Указ. раб. - С. 446.

[21] См.: Куракин А.В. Проблемы реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции…Указ. раб. - С. 54. 

Похожие статьи:

--Корневой раздел--Взятка, что такое взятка?

--Корневой раздел--Международная конвенция о взаимном административном содействии

--Корневой раздел--Проблемы реализации административно-правовых запретов как средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации

--Корневой раздел--Понятие и концепция изучения административно-правовых средств противодействия коррупции в системе государственной службы РФ

--Корневой раздел--Стадии производства по жалобам в таможенных органах

Сюжеты, выступления, комментарии в телепередачах, на радио, членов Московской коллегии адвокатов "Шеметов и партнеры"

 
 
 

Присоединяйтесь к нашим трансляциям в сети Periscope:

Максим Шеметов в Periscope

Свежие статьи
Решение о корректировке таможенной стоимости признано незаконным арбитражным судом Решение о корректировке таможенной стоимости признано незаконным арбитражным судом

Арбитражным судом города Москвы признано незаконным решение Московской областной таможни о корректировке таможенной стоимости

далее
Отменено решение о корректировке таможенной стоимости Отменено решение о корректировке таможенной стоимости

21.11.2016 г. по результатам рассмотрения Заявления объявлена резолютивная часть решения суда первой инстанции, согласно которой решение о корректировке таможенной стоимости признано незаконным полностью, с таможенного органа взысканы в пользу истца судебные расходы по уплате государственной̆ пошлины в сумме 3 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в полном объеме.

далее
Юридическая помощь при разрешении арбитражных споров Юридическая помощь при разрешении арбитражных споров

Члены МКА "Шеметов и партнеры" готовы оказать любую юридическую помощь при разрешении споров в арбитражном суде любого уровня.

далее
Решение об отмене Корректировки таможенной стоимости оставлено в силе Решение об отмене Корректировки таможенной стоимости оставлено в силе

Арбитражным судом Северо-Кавказского округа оставлено без изменения решение о признании незаконным решения Ростовской таможни о корректировке таможенной стоимости 

далее
все статьи

Внимание!!! Полное, либо частичное копирование материалов сайта разрешено только при установлении гиперссылки на www.shemetov.ru и по согласованию с администрацией!

Поиск по сайту
Полезное
Посоветовать друзьям
Статистика
Записаться на консультацию