
Коррупция в России Методы борьбы.
Что нужно, чтобы победить коррупцию
В интересах эффективной реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации было бы вполне оправданно разрушить государственную монополию в сфере административно-разрешительной системы и передать часть полномочий по предоставлению публично-правовых услуг коммерческим организациям. В частности, это необходимо сделать в системе ЖКХ, и частично в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: технический осмотр транспортных средств могли бы проводить коммерческие организации в строго определенной административной процедуре и по строго определенным тарифам. Это помогло бы экономии времени автомобилистов и снизило бы уровень коррупции в Госавтоинспекции.
Оптимизация штатов центральных аппаратов как метод борьбы с коррупцией
Для определения режима дисциплинарной ответственности государственных служащих было бы вполне оправданно оптимизировать штаты центральных аппаратов федеральных и региональных органов исполнительной власти. Количество государственных служащих должно быть приведено в соответствие с полномочиями, которые возложены на тот или иной орган исполнительной власти. Кроме того, в должностных регламентах государственных служащих целесообразно обозначить общие принципы их служебного роста, а также закрепить административно-правовые механизмы использования кадрового резерва и ротации кадров в единой системе государственной службы Российской Федерации. Последний аспект особенно важен, и связано это с тем, что зачастую в резерве на выдвижение стоят одни люди, а на руководящие должности государственной службы назначаются другие, то есть кадровый резерв является попросту профанацией. Как следствие такой ситуации возникает коррупция.
Необходимым элементом в механизме реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации должно стать установление этических стандартов поведения государственных служащих при принятии ими важных административных решений, которые ставили бы заслон на пути коррупции и не позволяли бы принимать решения исходя из корыстных интересов. В этой связи нужна система административно-правовых норм, закрепленных законом, которая с одной стороны, являлась бы определенным эталоном, с которым государственные служащие различных видов могли бы сопоставлять свое поведение, а с другой - эти нормы формировали бы механизм, который помогал бы выявить наиболее реальные ситуации для возникновения коррупции, и предупреждать их.
В настоящее время необходимо административно-правовое регулирование тех аспектов служебной деятельности государственных служащих, которые тесно связаны с коррупционными рисками. В этой связи целесообразно определить примерный реестр должностей государственной службы (гражданской, правоохранительной, военной), которые связаны с повышенным риском коррумпированности - усилить административный контроль за служащими, которые замещают эти должности, производить плановую и внеплановую ротацию кадров.
Переработка законодательных актов по коррупции
В целях укрепления режима законности в системе государственной службы было бы вполне оправданно разработать Федеральный закон РФ «О дисциплинарной ответственности государственных служащих», а также Федеральный закон РФ «О поощрении государственных служащих Российской Федерации». Эти законодательные акты способствовали бы совершенствованию дисциплинарной практики в системе государственной службы, а тем самым - формированию административно-правового режима предупреждения и пресечения коррупции в единой системе государственной службы Российской Федерации.
Возможности выбора для государственного служащего
Для снижения уровня необоснованного административного усмотрения в вопросе применения административного принуждения необходимо установить правовой механизм, который не будет давать государственному служащему возможности выбора между применением мер предупреждения и мер административного наказания в случае выявления государственным служащим административного правонарушения. Во всех случаях выявления административного правонарушения целесообразно применять административные наказания, а не меры организационно-предупредительного характера.
Зарубежный опыт борьбы с коррупцией
Перспективы совершенствования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации должны состоять в использовании зарубежного опыта борьбы с коррупцией, а также в ратификации международно-правовых документов направленных на борьбу с коррупцией.
Квинтэссенция зарубежного опыта борьбы с коррупцией может состоять во внедрении в российское законодательство об административных правонарушениях мер ответственности за сообщение заведомо ложной информации о коррупции. Такую статью можно поместить в главу 17 КоАП России. Кроме того, в законодательстве о государственной службе было бы правильно, на наш взгляд, предусмотреть меры дисциплинарной ответственности за непринятие мер по предупреждению и пресечению коррупции в системе государственной службы.
Запрещение гражданско-правовых сделок в борьбе с коррупцией
В законе о государственной гражданской службе и законодательных актах, регламентирующих военную и правоохранительную службу, целесообразно закрепить положение о том, что государственному служащему запрещено заключать гражданско-правовые сделки не под своим именем (псевдонимом), а также с использованием подставных лиц. Данные сделки в соответствии с законом должны признаваться судом недействительными, а служащий - привлекаться к дисциплинарной ответственности.
В целях создания административно-правового механизма, не позволяющего государственному служащему осуществлять трудовую деятельность в коммерческой организации по истечении двух лет с момента увольнения со службы, необходимо предусмотреть меры гражданско-правовой ответственности. Меры ответственности могут состоять в виде пожизненного лишения льгот, которые предоставлены гражданину в связи со статусом государственного служащего; кроме того, вполне возможно предусмотреть исключение стажа государственной службы из общего трудового стажа соответствующего гражданина. Названные санкции должны применяться судом.
Скорейшая реализация Конвенции Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» обосновывает необходимость последовательной реализации гражданско-правового механизма взыскания незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставляемых услуг в результате коррупции с виновного государственного служащего, а также признания сделок недействительными и аннулирования нормативных актов, принятых с помощью коррупционных правонарушений.
Реализация административно-правовых средств в борьбе с коррупцией
Реализация административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации требует большой работы, что объективно ставит вопрос о наличии системы полицейских органов, призванных вести эту борьбу: в перспективе предстоит разработать новые функции для специализированных органов (ФСБ России, МВД России, ФТС России), наделенных полномочиями по предупреждению и пресечению коррупции; для решения проблемы имеющейся ведомственной разобщенности, возможно, понадобится формирование самостоятельной специальной службы по борьбе с коррупцией: Федеральной службы по борьбе с коррупцией и должностными злоупотреблениями на государственной и муниципальной службе Российской Федерации.
Похожие статьи:
--Корневой раздел-- → Перспективы развития административно-правовых запретов как средства противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации
Статьи → Понятие и значение нормативных правовых актов органов исполнительной власти
Статьи → Администратинво-правовые акты федеральных органов исполнительной власти и их реализация в деятельности органов внутренних дел