Мы не даём пустых обещаний! Мы делаем свою работу качественно и результативно!  

Формы и виды контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации

Формы и виды контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации

Формы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации разнообразны. Следовательно, единое по своей сути понятие таких форм нуждается в определенной классификации. Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Россий¬ской Федерации» предусмотрено, что разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики является одной из основных функций Центрального бан¬ка Российской Федерации.
Важнейшей особенностью деятельности Банка России является осуществление им своих функций и полномочий, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами, независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Как уже отмечалось, в соответствии с возложенными на него функциями Банк России осуществляет:
• контроль за организацией наличного денежного обращения;
• контроль за реализацией единой государственной денежно-кредитной политики;
• банковское регулирование и банковский надзор;
• валютное регулирование и валютный контроль.
В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежно¬го обращения Банк России осуществляет ряд функций, в том числе определяет и кон¬тролирует исполнение кредитными организациями порядка совершения банковский операций в части организации кассовой работы, инкассации, перевозки и хранения де¬нежной наличности и ценностей.
Являясь исполнителем при проведении единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России использует определенные ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» основные инструменты и мето¬ды денежно-кредитной политики.
Контроль за ее реализацией и проведением носит как внешний, так внутренний характер. Так, контроль Центрального банка России за соблюдением установленных нормативов обязатель¬ных резервов, депонируемых в Банке России кредитными организациями, порядка де¬понирования является внешним контролем. Внутренний контроль Банк России осуще¬ствляет при регулировании общего объема выдаваемых им кредитов, установлении процентных ставок по операциям Центрального банка Российской Федерации, рефинансировании кредитных операций, ва¬лютных интервенциях в соответствии с принятыми ориентирами государственной де¬нежно-кредитной политики.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора, осуществ¬ляемого Банком России, являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. В качестве примера контрольной деятельности Банка России можно привести осуществление им регистрации кредитных организаций и лицензирование банковских операций.
В качестве объектов контроля со стороны субъекта – Банка России выступают кредитные организации – юридические лица, которые для извлечения прибыли как ос¬новной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии), Центрального банка Российской Федерации имеют право осуществлять банковские операции. Предметом контроля в данном случае является соответствие деятельности кредитных организаций требованиям, установленным законодательством и нормативом Банка России.
Следует отметить, что, выступая субъектом контроля по отношению к кредит¬ным организациям, Банк России в то же время выступает и в качестве объекта контро¬ля, так как в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, предметом контроля которой является деятельность Банка России по подготовке реали¬зации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Банковский надзор может быть достаточно разнообразным. Так, И. Корогодов отмечает, что банковский надзор классифицируется по месту проведения (дистанционный и контактный), в зависимости от развития банковской деятельности различают надзор на стадии государственной регистрации и лицензирования кредитной организации и текущий надзор за соблюдением банковского законодательства. По экономическому содержанию банковский надзор дифференцируется на пруденциальный надзор; валютный надзор; санирование кредитных организаций; реструктуризацию кредитных организаций .
А.З. Арсланбекова отмечает, что система банковского надзора любого государства включает следующие элементы:
• регистрацию и лицензирование;
• дистанционный надзор;
• инспектирование;
• работу с проблемными банками;
• ликвидационные процедуры .
Необходимо сказать, что контроль в банковской системе может быть как внутренний, так и внешний. Так, Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» устанавливает правила организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, а также особенности порядка осуществления Банком России надзора за соблюдением указанных правил. Система внутреннего контроля – это совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации и внутренними документами кредитной организации. Внутренний контроль осуществляется в целях обеспечения:
• эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, под которым понимается:
• выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности кредитной организации неблагоприятных событий;
• постоянное наблюдение за банковскими рисками;
• принятие мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровне банковских рисков.
Система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие направления:
• контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;
• контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;
• контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;
• контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;
• осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитной организации.
Далее следует рассмотреть, какие виды контроля осуществляет Банк России. В первую очередь необходимо определить задачу контроля, а также характер субъекта, поставившего эту задачу. Являясь органом государственного контроля, Банк России по отношению к кре¬дитным организациям выступает внешним субъектом контроля. Однако как составная часть банковской системы Российской Федерации Банк России одновременно выступа¬ет и в качестве внутреннего субъекта контроля названной системы.
Вместе с тем это не влияет на определение задачи контроля, так как, несмотря на фактически полное регламентирование банковской деятельности кредитных органи¬заций, Банк России не является органом непосредственного управления финансово-хозяйственной деятельностью кредитной организации. В полной мере подтверждает частный тип задачи контроля формулировка Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», закрепляющая за Банком России осуществление посто¬янного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодатель¬ства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов, а также принципов невмешательства в оперативную деятельность кредитных орга¬низаций. Таким образом, можно констатировать, что в своей деятельности по банков¬скому регулированию и банковскому контролю Банк России осуществляет функцио¬нальный и операционный тип контроля.
Для более подробной характеристики контрольной деятельности Банка России рассмотрим формы и методы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе.
Основной формой банковского надзора является проверка. Целью проводимых Банком России проверок кредитных организаций, как это следует из инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка России» , является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, оценка соблюдения законодательства и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.
Методы банковского надзора. Банк России имеет право в установленном порядке применять к кредитным учреждениям меры принуждения: ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на осуществление банковских операций; отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций и др. В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России .
За нарушение законодательства о банках и банковской деятельности предусмотрена административная ответственность (ст. 15.26 КоАП РФ). Протокол о нарушении банковского законодательства составляют должностные лица Банка России (п. 81 ст. 28.3 КоАП РФ), а дела о данных нарушениях рассматривает суд (ст. 23.1 КоАП РФ).
Аудит банковской деятельности. Правовую основу аудита банковской деятельности составляют: Закон РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» , Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» и др. Закон «О банках и банковской деятельности» определяет механизм отчетности кредитной организации (ст. 42).
Кредитная организация подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством лицензию на осуществление таких проверок. Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и др. Кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией.
Аудит Банка России. Аудит проводится и в отношении Банка России. Аудит Банка России может быть внутренним и внешним. Внутренний аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной председателю Банка России. Национальный банковский совет до завершения отчетного года принимает решение о внешней аудиторской проверке годовой финансовой отчетности Банка России, а также определяет аудиторскую организацию.
Подотчетность и подконтрольность Центрального банка. Подотчетность и подконтрольность обеспечивает соблюдение законности и правопорядка в системе Банка России. Закон «О центральном банке» устанавливает принцип формальной независимости Банка России. Банк России подотчетен Государственной Думе. Эта подотчетность проявляется в следующих формах. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента председателя Банка России; по представлению Президента назначает на должность и освобождает от должности членов совета директоров Банка России; направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете и др.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение; рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение; принимает решение о проверке Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей; заслушивает доклады председателя Банка России. Согласно последнему отчету Банка России Государственной Думе, доходы Банка России в 2007 г. составили 504 млрд 954 млн руб., прибыль – 24 млдр 565 млн руб. Прибыль Банка России в 2007 г. сократилась по сравнению с 2006 г. на 15 млрд руб .
Как отмечают эксперты фонда Карнеги, установленный законом «О Центральном банке Российской Федерации» принцип формальной независимости Центрального банка подкрепля¬ется целым рядом важнейших мер, среди которых в качестве главных следует выделить меры, свя¬занные с назначением и отстранением от должности высших руководителей банка, а также с их ма¬териальным обеспечением. Именно эти два элемента определяют в конечном итоге степень реаль¬ной независимости. Назначение на должность и освобождение от должности председателя банка и членов совета ди¬ректоров банка осуществляется решениями Государственной Думы. При этом представление Госу¬дарственной Думе кандидатуры председателя банка осуществляется Президентом Российской Фе¬дерации. Подобная конструкция выполняет две задачи. Во-первых, она определяет реальную зави¬симость высших руководителей Центрального банка от Президента Российской Федерации и, во-вторых, поддерживает идею причастности общественности в лице депутатов Государственной Ду¬мы к процедуре назначения и отстранения должностных лиц .
Особо следует отметить, что все имущество Центрального банка, включая полученную им прибыль, является в соответствии с законом федеральной собственностью. Определение в этом случае размеров и форм материального обеспечения высших должностных лиц банка самостоятельно этими же должностными лицами выглядит более чем двусмысленно и является фактически освя¬щенным нормой закона присвоением имущества.
Центральный банк Российской Федерации подотчетен Государственной Думе. Эта подотчет¬ность в соответствии с законом выражается в трех формах:
• рассмотрение годового отчета Центрального банка в ходе пленарного заседания;
• рассмотрение аудиторского заключения по итогам года;
• проведение парламентских слушаний о деятельности Центрального банка.
Следует согласиться с тем, что парламентские слушания являются необязательными и их результаты не формализу¬ется ни в каких решениях Государственной Думы, их невозможно рассматривать в качестве реаль¬ной формы подотчетности .
Метод предварительного контроля применяется Банком России очень широко. Так, в соответствии со ст. 59 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» и ст. ст. 12 и 13 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» государственная регист¬рация кредитных организаций и их лицензирование может осуществляться только на основании решения Банка России. Законом предусмотрены основания для отказа в ре¬гистрации и выдаче банковской лицензии. Таким образом, до начала деятельности кре¬дитной организации определяется целесообразность ее создания. Предварительным контролем является и утверждение Банком России правил бухгалтерского учета и от¬четности для банковской системы Российской Федерации .
Метод направляющего контроля. В целях выполнения регулирующих и надзорных функций Банка России законо¬дательством предусмотрено создание действующего на постоянной основе Комитета по банковскому надзору - органа, являющегося объединением структурных подразделе¬ний Банка России. Однако, по всей видимости, применение метода направляющего контроля, основным критерием которого является непрерывность, на практике в на¬стоящее время невозможно по следующим причинам: наличие значительного количества кредитных организаций (около 2000); несовершенство информационных технологий и программного обеспечения .
Метод фильтрующего контроля, в связи с практическим отсутствием направляющего контроля, является наибо¬лее эффективным методом контроля, позволяющим поддерживать жизнеспособность и стабильность банковской системы страны. Статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федера¬ции» установлен исчерпывающий перечень мер, принимаемых Банком России в случае несоответствия деятельности кредитной организации нормам контроля, в данном слу¬чае – требованиям законодательства, нормативным актам и предписаниям Банка России, его нормативам. Так, банковская деятельность кредитной организации может быть ос¬тановлена путем отзыва лицензии в случае, если размер собственных средств (капита¬ла) ниже минимального значения, установленного Банком России на дату государст¬венной регистрации кредитной организации. Банк России имеет право взыскивать штрафы, вводить запрет на осуществление отдельных банковских операций, назначать временную администрацию и т.д.
Метод последующего контроля осуществляется Банком России в двух направлениях:
• анализ и сравнение с действующими нормативными актами отчетности (бух¬галтерской и статистической) кредитных организаций, сбор и анализ информации о деятельности кредитных организаций;
• проведение проверок кредитных организаций, осуществляемых уполномо¬ченными представителями Банка России или по его поручению аудиторскими органи¬зациями. Порядок проведения проверок устанавливается советом директоров Банка России .
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о наличии серьезного ре¬зервного потенциала в организации контрольной деятельности, осуществляемой Бан¬ком России, а именно возможности формирования системы контроля на основе метода направляющего контроля с применением современных информационных технологий .
Далее следует сказать несколько слов о месте Банка России в системе валютного регулирования и валютного контроля. Валютное регулирование – это одна из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства, которое обеспечивается валютным законодательством, регламентирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например предусматривающие механизм контроля за валютными операциями .
Развитие законодательства о валютном регулировании обусловлено тем, что в современной экономике вопросы правового регулирования обращения иностранной валюты занимают одно из центральных мест. В этой связи неслучайно отнесение Конституцией к исключительному ведению Российской Федерации правовых основ валютного регулирования (ст. 71, п. «ж»). Кроме того, Конституция содержит предписание об обязательном рассмотрении в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, а также денежной эмиссии (ст. 106, п. 6).
В развитие конституционных основ валютного регулирования принят Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный законодательный акт является одним из основных нормативных правовых актов, определяющих режим осуществления валютных операций и валютного контроля в Российской Федерации. На основании данного закона принимаются федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты. Для формирования механизма административно-правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением валютных операций, любому государству необходимо соответствующее законодательство (валютное законодательство), включающее совокупность регулятивных и охранительных норм.
Валютное регулирование носит публично-правовой характер, поскольку эта деятельность направлена на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями, с помощью которого государство ставит под свой контроль валютные операции, а также предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу в целях поддержания равновесия платежного баланса и устойчивости валюты . Валютное регулирование реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля. К валютным ограничениям относятся: обязательная продажа государству части валютной выручки (в обмен на национальную валюту по официальному курсу), регулирование перевода и платежей за границу, репатриация прибыли, ограничение прав физических и юридических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой .
Так, закон о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Закон определяет права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, а также права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля. Законодательство о валютном регулировании и валютном контроле определяет участников валютных отношений, отличающихся друг от друга содержанием своих прав и обязанностей. Так, участниками валютных отношений являются, резиденты и нерезиденты. Статус данных участников валютных отношений различается.
Резидентами являются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые вступают в валютные отношения.
Нерезидентами являются: физические лица, не являющиеся резидентами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.
Закон о валютном регулировании определяет виды валютных операций, которые осуществляются между резидентами, а также резидентами и нерезидентами. Валютная операция представляет собой совокупность юридических и фактических действий участников валютных отношений, регламентированных частно-правовыми и публично-правовыми нормами и направленных на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей относительно валютных ценностей .
Под валютными операциями понимается: приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг; перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации; перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
Органами валютного регулирования являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации. Как отмечает А.А. Фетисов, Банк России в соответствии с действующим законодательством является основным органом валютного регулирования и валютного контроля и в случае нарушения валютного законодательства поводит проверки валютных операций нарушителей, в том числе и коммерческих банков .
Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. Банк России в настоящее время принял целый комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения, связанные с осуществлением валютных операций.
К числу таких актов относятся: Инструкция Банка России от 28 апреля 2004 г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» , Инструкция Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» и др.
Центральный Банк, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций. Согласно постановлению Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. Службе внешней разведки предоставлены полномочия по осуществлению всех видов валютных операций без ограничений.
Банк России является основным субъектом, осуществляющим валютное регулирование. В частности, Банк России осуществляет валютные интервенции, устанавливает официальный валютный курс.
Валютная интервенция – это способ воздействия Центрального банка на процессы формирования курса своей валюты на внутригосударственном и международном валютном рынке. Валютные интервенции осуществляются путем купли или продажи своей валюты с целью повышения или понижения ее курса. Банк России покупает иностранную валюту и тем самым увеличивает государственные резервы иностранной валюты. Цель валютных интервенций – оптимизация курса национальной валюты .
Валютный курс – это соотношение двух валют при их обмене, цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс может быть официальным и рыночным. Официальный валютный курс устанавливается Центральным банком. В советское время существовал лишь один официальный курс рубля, который устанавливался Госбанком СССР. Официальный курс используется главным образом в тех странах, валюта которых неконвертируема или частично конвертируема. В государствах, валюта которых является конвертируемой, официальный курс имеет справочное значение. В этих государствах официальный курс используется для финансово-экономических прогнозов .
Кроме вышеназванных, Центральный банк использует и иные методы валютного регулирования. В частности, осуществляет поддержание курса рубля по отношению к иностранным валютам; определяет порядок движения капитала; определяет порядок совершения валютных операций между резидентами и нерезидентами; устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте: выдает лицензии на осуществление валютных операций. Кроме того, Банк России организует денежное обращение. В целях учета и отчетности по валютным операциям Банк России может устанавливать правила сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами и др.
Правовое регулирование валютного контроля. Валютный контроль является одним из видов государственного контроля, осуществляемого в финансово-правовой сфере. Без данного контроля невозможно представить стабильное функционирование финансовой системы, а также обеспечить экономическую безопасность государства. На данное обстоятельство обращалось внимание практически на всех этапах становления и развития валютной системы РФ. Вопросы валютного контроля стали особенно актуальны в 1990-х годах. Вывоз капитала за рубеж, финансирование терроризма, легализация денежных средств, полученных незаконным путем, вызвали появление Инструкции Банка России и ГТК России от 12 октября 1993 г. № 19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» , постановления Правительства РФ от 6 марта 1993 г. «Об усилении валютного и экспортного контроля» , Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» и др. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1993 г. было утверждено положение о Федеральной службе РФ по валютному и экспортному контролю , которая просуществовала до 2000 г. Согласно постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. функции данной службы были переданы Министерству экономического развития .
Принятие вышеназванных актов, а также формирование соответствующих органов исполнительной власти не помогло созданию эффективного механизма валютного контроля в 1990-х годах. В целях его совершенствования принимается ряд федеральных законов: «Об экспортном контроле» , «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» , новые редакции федеральных законов: о центральном банке, валютном регулировании и валютном контроле, о внешнеторговой деятельности, ТК РФ и др. Предписания вышеназванных актов призваны усилить механизм валютного контроля, создать препятствия на пути утечки капитала за рубеж, пресечь каналы финансирования терроризма, а также легализацию доходов, полученных незаконным путем.
Валютный контроль является составной частью механизма регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением валютных операций. В этой связи под ним понимается комплекс административных и организационных мер, осуществляемых уполномоченными на основании закона государственными органами или иными специальными организациями (агентами валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка .
Общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления валютного контроля, регламентируются Федеральными законами: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , Таможенным кодексом РФ и др. Закон о валютном регулировании определяет механизм осуществления валютного контроля. В настоящее время нет одного органа, который осуществлял бы валютный контроль. Валютный контроль осуществляется целым рядом органов.
Валютный контроль осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются: Центральный банк, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством.
Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности и др.
Территориальные органы валютного контроля Минфина РФ в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением валютного законодательства: участвуют в ведении единой информационной системы валютного контроля; координируют деятельность территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти в сфере организации и проведения валютного контроля на закрепленной за ним территории и др.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений и др.
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющая в пределах своей компетенции контроль за соблюдением валютного законодательства. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и др.
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба в пределах своей компетенции осуществляет валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Агентами валютного контроля являются: уполномоченные банки, подотчетные Банку России; не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральная служба по финансовым рынкам ), а также таможенные органы. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Банк России. Агенты валютного контроля, а также федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами, осуществляют контроль за проводимыми валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, определяют форму и порядок отчетности по проводимым валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также осуществляют иные полномочия в установленной сфере деятельности.
Закон о валютном регулировании и валютном контроле определяет формы и методы осуществления валютного контроля.
Формы валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством имеют право: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и иную информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Методы валютного контроля. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ).
Одним из основных методов валютного контроля являются валютные ограничения. Валютные ограничения – это совокупность нормативно определенных правил, которые регулируют порядок совершения валютных операций – резидентами и нерезидентами. Валютные ограничения могут состоять в запрещении совершения соответствующих валютных операций. Валютные ограничения призваны препятствовать утечке капитала за рубеж. Так, в соответствии с законом о валютном регулировании и валютном контроле единовременный вывоз из РФ физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается. Валютные ограничения позволяют концентрировать валютные ресурсы в руках государства, осуществлять валютный контроль, поддерживать валютный курс и т.п. Экономисты отмечают такую закономерность: чем меньше степень конвертируемости национальной валюты, тем шире спектр валютных ограничений, и наоборот.
Лицензирование деятельности, связанной с осуществлением валютных операций. Лицензирование данной деятельности является методом валютного регулирования и валютного контроля. Уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеют право осуществлять валютные операции только на основании лицензий Банка России.
В ходе осуществления валютного контроля возникают соответствующие правоотношения, каждая из сторон которых имеет соответствующие права и обязанности. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. В процессе осуществления соответствующих мероприятий агенты валютного контроля вправе требовать представление только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы документов, касающихся валютных операций, и др.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции, обязаны: предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию о совершаемых валютных операциях; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям; выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием. Осуществляя свои полномочия, органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
По окончании проверок резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции, имеют право: знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. В случае, если резиденту или нерезиденту причинен в процессе осуществления валютного контроля вред, он имеет право на возмещение ущерба, который ему причинен.
 

Похожие статьи:

--Корневой раздел--Перспективы развития административно-правовых запретов как средства противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации

--Корневой раздел--Проблемы реализации административно-правовых запретов как средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации

--Корневой раздел--Юридическая консультация - Коды стран отправителей и ТН ВЭД России

СтатьиИнертность системы

СтатьиОрганы дознания в правоохранительной системе Российской Федерации

Сюжеты, выступления, комментарии в телепередачах, на радио, членов Московской коллегии адвокатов "Шеметов и партнеры"

Свежие статьи
Как вести себя в случае задержания на митинге, другом массовом мероприятии

Что делать, если Вас задерживают на митинге, другом массовом мероприятии.

далее
Брачный договор, обязательно ли выполнять?

Все условия брачного договора могут быть выгодны сторонам, а главное законны? Ответ на этот вопрос Вы найдете в данной статье.

далее
Раздел совместно нажитого имущества

Юридическая помощь членов коллегии в вопросах раздела совместно нажитого имущества.

далее
Взыскание алиментов

Квалифицированная юридическая помощь в вопросах взыскания алиментов

далее
все статьи

 
 
 

 

Внимание!!! Полное, либо частичное копирование материалов сайта разрешено только при установлении гиперссылки на www.shemetov.ru и по согласованию с администрацией!

Поиск по сайту
Полезное
Посоветовать друзьям
Статистика
Записаться на консультацию