Нормы международного права в Конституции РФ
Конституция Российской Федерации 1993 года сделала большой шаг вперёд в деле признания международного права не только в регулировании отношений между субъектами международного права, но и в регулировании правовых отношений внутри страны. Она пронизана ссылками на международное право.
В Главе 2 Права и свободы человека и гражданина» содержаться:
Статья 17 пункт 1. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Статья 46 пункт 3. Право граждан Российской Федераций обращаться в международные органы для защиты их прав и свобод в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 63. Предоставление политического убежища в Российской Федерации иностранцам и апатридам в соответствии с общепризнанными нормами международного права (пункт 1). Выдача обвиняемых в совершении преступления или передача осужденных для отбытия наказания в других государствах на основе международного договора (пункт 2).
Кроме того, в Главе 2 содержится ряд положений, отражающих нормы международных договоров по правам человека, решения по которым можно принимать лишь на основании или с учетом международного права (например, статья 56 о чрезвычайном положении и ограничении в связи с этим прав и свобод человека).
В Главе 3. Федеративное устройство:
Статья 67 пункт 2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Статья 69. Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 79. Право Российской Федерации участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами (с некоторыми ограничениями).
В Главе 4. Президент Российской Федерации:
Статья 86. Президент осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.
Статья 87. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вверит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение (вопросы агрессии, право на самооборону, режим военного положения регламентируются международным правом).
Статья 88. В случае введения Президентом РФ чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях необходимо соблюдать определенные правила, установленные международным правом.
Статья 89. При решении вопросов гражданства необходимо учитывать нормы международного права.
В Главе 5 Федеральное Собрание РФ:
Прямых ссылок на международное право нет. Однако излагаются вопросы, решение по которым можно принимать лишь с учетом или на основании международного права. Это статья 102, в которой указывается, что к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за ее пределами (пункт 1"г"); статья 106, в которой раскрывается перечень законов, которые подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального собрания РФ (после принятия их Государственной Думой Федерального собрания РФ): это - ратификация и денонсация международных договоров (пункт"г"), статус и защита государственной границы Российской Федерации (пункт"д"), вопросы войны и мира (пункт"е").
В Главе 6. Правительство Российской Федерации:
Прямых ссылок на международное право нет. Однако излагаются вопросы, решения по которым можно принимать лишь с учетом или на основании международного права. Это статья 114 относительно проведения правительством единой политики в области экологии (регламентируется нормами международного права - пункт 1 "в"), осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (пункт 1 "д"), обеспечения прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (сотрудничество между государствами в этой области регламентируется международными договорами (пункт 1 “е”).
В Главе 7. Судебная власть:
Прямых ссылок на международное право нет. Однако излагаются вопросы, решения по которым можно принимать лишь с учетом или на основании международного права. Это статья 125 о том, что Конституционный суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (пункт 2"г"), о проверке жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан (пункт 4 ). Поскольку Конституционный Суд РФ наделен широкими правами толкования Конституции РФ (статья 125 пункт б), то рассмотрение вопросов международного права, затрагиваемых в различных статьях Конституции РФ, входит в его компетенцию.
Таким образом, обязанность руководствоваться нормами международного права закреплена во многих статьях Конституции РФ.
Однако центральным положением в этой области является норма о соотношении международного и внутригосударственного права, закреплённая в части 4 статьи 15 Конституции РФ. Согласно этой норме «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Впоследствии эта норма была воспроизведена в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года (Закон о международных договорах). Норма части 4 статьи 15 Конституции РФ ставит вопрос об иерархии общепризнанных принципов и норм международного права в системе внутригосударственного права. Вместе с тем возникает вопрос об иерархии общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции РФ. В силу пункта 1 статьи 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применятся на всей территории России. Поэтому нормы Конституции имеют приоритет перед общепризнанными принципами и нормами международного права. Конституция Российской Федерации имеет приоритет перед международными договорами РФ. Согласно пункта 6 статьи 125 Конституции РФ не соответствующие её положениям международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Пленум Верховного Суда в постановлении «О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. (далее – постановление), по существу, дал толкование того, как следует понимать положения части 4 статьи 15 Конституции РФ. В пункте 5 Постановления указывается, что суд должен руководствоваться нормами международного договора, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было выражено в форме федерального закона, то есть имеются в виду в основном ратифицированные международные договоры.
В этой связи возникают два вопроса. Первый: правомерно ли такое толкование Конституции Пленумом Верховного Суда РФ? Ведь Закон о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г. (далее – Закон о судоустройстве) с последующими изменениями, внесёнными законами от 29 мая 1992 г., от 3 июля 1992 г., от 28 ноября 1994 г., закрепляет за ним право давать руководящие разъяснения относительно практики российского законодательства, а не толкования Конституции Российской Федерации. Второй: какое значение может иметь постановление Пленума Верховного Суда РФ для иных правоприменительных органов, за исключением судов? По-видимому, постановление является обязательным для всех правоприменительных органов, так как, согласно ст. 56 Закона о судоустройстве, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.
Норма части 4 статьи 15 Конституции РФ имеет большое значение для внутренней жизни нашего государства. Так как нормы международного права стали составной частью российской правовой системы, они должны применяться на территории Российской Федерации. В Российской Федерации конституционно закреплена международно-правовая концепция об общепризнанных принципах и нормах и международных договорах как части правовой системы России, то есть как части совокупности явлений правовой действительности, которыми выступают:
1) правовые нормы Российской Федерации,
2) правовая деятельность, выражающаяся в осуществлении органами, государственной власти Российской Федерации функции создания и реализации правовых норм,
3) правовые доктрины, концепции, теории.
Частью каждого из компонентов правовой системы Российской Федерации должны в соответствии с Конституцией Российской Федерации стать нормы международного права – общепризнанные принципы и нормы и международные договоры. Это означает, что общепризнанные принципы и нормы и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации становятся частью правовых норм Российской Федерации, правовой деятельности по реализации правовых норм, правовых доктрин.
Конституция РФ вводит в российскую правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права. В международном праве не существует акта, который бы содержал бы исчерпывающий перечень общепризнанных принципов. Такие принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, Хельсинском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года. Необходимо отметить, что не существует полного единогласия относительно того, какие принципы международного права являются общепризнанными. Поэтому следует говорить о том, что Конституция РФ включила в правовую систему России только те общепризнанные принципы, которые Россия признаёт в качестве таковых. В первую очередь – закреплённые в Уставе ООН, являющимся универсальным многосторонним международным договором.
Сказанное полностью относится к понятию «нормы международного права». Обычная норма международного права создаётся в результате повторяющейся практики государств и становится международно-правовой нормой для тех стран, которые признают её в качестве таковой. Примером этого является Всеобщая декларация прав человека 1948 года, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, положения которой в результате их применения государствами стали обычными нормами международного права. Вместе с тем в международном праве существуют нормы, которые не признаются всеми государствами или толкуются ими неодинаково. Например, в современном международном праве существует обычная норма об иммунитете государства. Однако государства по-разному подходят к вопросу об объёме иммунитета. Ряд стран исходи из того, что в современном международном праве существует норма о необходимости выплаты иностранному инвестору быстрой и эффективной компенсации в результате национализации. Иные же государства эту норму не признают. В этом случае, как мы полагаем, следует говорить о том, что Конституция РФ включила в правовую систему только те обычные нормы международного права, которые наше государство признаёт в качестве таковых. Общепризнанные принципы представляют собой разновидность норм международного права. Это его универсальные нормы. Они, как и иные общепризнанные нормы, имеют наиболее общую форму выражения и признаны всеми или абсолютным большинством государств в качестве обязательных. Более узкая группа общепризнанных принципов (норм) -основные принципы международного права. Это - нормы, отражающие коренные, фундаментальные интересы государств и народов. Они представляют собой нормативную основу всей системы международного права, служат его фундаментом. Этому способствует одно из отличительных свойств основных принципов - их императивность (jus cogens - неоспоримое право). Это означает, что отклонение от императивных норм, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим международно - правовым нормам, признается международным сообществом государств как недопустимое, поскольку нарушение такой нормы может причинить ущерб правам и интересам всех государств.[1] Одним из свойств основных принципов является также их взаимообусловленность, то есть содержание каждого из них должно рассматриваться в контексте содержания других.
Такое толкование, бесспорно, может создать трудности для судов при применении общепризнанных принципов и норм международного права внутри правовой системы России. В некоторых государствах, например, в Германии, суд должен прибегнуть к решению Федерального Конституционного Суда в случае, если в связи с судебным делом возникнет сомнение, является ли какая-либо норма международного права частью федерального права и создаёт ли она непосредственно права и обязанности для отдельных лиц (п. 2 ст. 100 Основного закона ФРГ). Конституция РФ подобной нормы не содержит. Не закреплена она прямо в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года (далее – Закон). Согласно Закону (части 4 статьи 3) Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Очевидно, что вопрос о толковании может возникать в судах и в связи с применением «общепризнанных принципов и норм международного права». Конституция РФ (статья 125) устанавливает, что правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании обладают Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Федерации. Суды же, рассматривающие конкретные дела, в Законе не упомянуты. Представляется целесообразным дополнить Закон нормой, предоставляющей суду, который рассматривает конкретный спор, право обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании, является какая-либо норма международного права частью российской правовой системы.
Представляется, что в соответствии со статьей 15 Конституции РФ следует признать приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в отношении национального закона. Конституция РФ одновременно ставит международные договоры выше закона, в том числе конституционного. Поэтому законодатель, принимающий федеральный конституционный закон, обязан соотнести его с международными нормами, составляющим часть правовой системы РФ.
Иногда высказывается мнение, что статья 15 Конституции РФ устанавливает приоритет только международных договоров, а место общепризнанных принципов и норм международного права в иерархии внутреннего законодательства не определено. Действительно, Верховный суд РФ, давая разъяснение судам общей юрисдикции, в постановлении от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» пояснил, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу международным договором, решение об обязательности которого для России было принято в форме федерального закона, закреплены иные правила. Вместе с тем Верховный Суд РФ рекомендовал судам при осуществлении правосудия учитывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права могут быть зафиксированы в международных пактах, конвенциях и иных документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах).[2]
Однако отметим, что общепризнанные принципы и нормы международного права в итоге воплощаются именно в международных договорах, а если этого не происходит, они становятся международно-правовыми обычаями.
Конституция РФ своими правоположениями призвана способствовать закреплению сложившихся общественных отношений, их дальнейшему совершенствованию. По существу, это два неразрывных конституционных свойства: с одной стороны, Конституция РФ – это вершина в развитии законодательных работ в стране, воплощение достижений правовой теории и практики предшествующего времени, а с другой стороны – основа для совершенствования права в будущем. Исходя из смысла положений Конституции РФ, взаимодействие международного и внутригосударственного права должно осуществляться при помощи строго определенных правовых форм. Конституция РФ не только воспринимает текстуально многие положения международного права, но и направляет на это всю правовую систему. Именно в таком контексте необходимо толковать формулировку части 4 статьи 15, то есть как «санкцию» Конституции РФ на заимствование в сфере правотворчества международных норм и принципов.
Конституция Российской Федерации наделила важным полномочием Конституционный Суд РФ – проверкой не вступившего в силу международного договора, и определила круг субъектов по реализации данного полномочия.
Конституция Российской Федерации наделила полномочием обязательного рассмотрения Советом Федерации Федерального Собрания РФ федеральных законов о ратификации и денонсации международных договоров после принятия их Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Глубокое осмысление данных конституционных полномочий и новый взгляд на положение Конституции РФ об общепризнанных принципах и нормах и международных договорах РФ как части правовой системы дало возможность найти новые подходы к реализации вышеупомянутого конституционного положения.
Четко сформулированные в Конституции Российской Федерации принципы и порядок осуществления международной деятельности Российской Федерации позволили укрепить позиции нашего государства на международной арене, расширить ее участие в международных организациях, выступить инициатором создания международных организаций нового типа на территории бывшего СССР.
Однако для эффективной реализации указанных принципов Конституции РФ недостаточно было принять ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» в том виде, в котором он действует в сегодняшнем дне, поскольку данный закон регулирует реализацию внешней политики Российской Федерации и еще порядок выработки и выполнения международных договоров Российской Федерации.
Новая роль международного права, как основы для развития внутригосударственного права на современном этапе требует включения в процесс реализации внешнеполитического курса Российской Федерации органов государственной власти, наделенных Конституцией РФ полномочиями участия в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права, но играющих на сегодняшний день малозначительную роль.
Это - Федеральное Собрание РФ и Конституционный Суд РФ.
Именно этим органам государственной власти предначертано Конституцией РФ быть имплементационными органами в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права, осуществлять обеспечение всего правореализационного процесса норм международного права.
[1] Тиунов О.И. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право// Российский ежегодник международного права. 1995г.
[2] Постановление № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».//БВС РФ. 1996. - № 1.
В настоящее время мировое сообщество уделяет растущее внимание совершенствованию механизмов осуществления международного права - как международного, так и внутригосударственного.
Организация и деятельность органов государства по осуществлению норм международного права регламентируется национальным правом, в соответствии с которым должно происходить осуществление международных норм во внутригосударственной сфере.
Анализ законодательства и особенно судебной практики государств дает основания сказать, что судебная власть не контролирует соответствие законодательства международному праву.
Особое место занимают конституционные суды, которые имплементируют нормы международного права в рамках закона и на условиях, им установленных. В судебной практике, например, США утвердилось правило, согласно которому даже явные нарушения Конгрессом международных договоров или общих норм международного права не подпадают под юрисдикцию судов. Несмотря на это в судебной практике возникают вопросы о соответствии национального законодательства, а также законодательства иностранных государств международному праву. Проблема соотношения законодательной и судебной власти в вопросах международного права приобретает ряд новых аспектов.
Главное определяется тем, что законодательная власть все активнее распространяет свою деятельность на сферу внешней политики и международного права.
Общее руководство в области внешних сношений и их осуществление - компетенция исполнительной власти. Поэтому и в реализации международного права ей принадлежит главная роль. При этом опять-таки следует отметить возрастание роли законодательной власти в этом процессе, что определяется, в частности, повышением значимости национального права в осуществлении норм международного права. Таким образом, ответственность за осуществление обязательств, в том числе за поведение физических и юридических лиц, несет государство в целом. За действия, означающие нарушение международного права, такие лица в качестве общего правила несут ответственность по национальному праву. Повышение роли судов в реализации норм международного права - явление сравнительно новое и весьма сложное. Поэтому едва ли следует удивляться тому, что пока, пожалуй, ни одна страна не в состоянии похвалиться тем, что ее правовая система в достаточной мере урегулировала эту проблему. Судебная практика в этом аспекте также далека от совершенства.
Возрастание роли законодательной ветви власти в имплементации норм международного права, более тесное взаимодействие с исполнительной ветвью власти в осуществлении норм международного права на современном этапе является неоспоримым.
В процессе планирования законопроектной деятельности требуется строго учитывать международные обязательства Российской Федерации. Использование соответствующих банков данных Министерства иностранных дел Российской Федерации министерствами и ведомствами, аппаратом Правительства Российской Федерации, иными органами государственной власти, депутатами Государственной Думы Российской Федерации позволит сделать разрабатываемые ими национальные законопроекты более полновесными. Однако следует не забывать и о том, что принятие государством международных обязательств будет иметь внутренний эффект, оказывая значительное влияние на внутригосударственную правовую систему, из чего следует, что все участвующие в разработке и принятии международно-правовых актов лица и органы должны считаться с тем, что принятие государством международных обязательств может вести к изменению норм российской правовой системы. «Соответственно, необходим новый, более осторожный и взвешенный подход к выработке международных договоренностей, в особенности конкретных формулировок принимаемых норм, на что следует обратить самое пристальное внимание в том числе и дипломатических представителей России во время ведения международных переговоров и заключения договоров, подлежащих ратификации.»[1]
Конституционный Суд РФ обладает полномочием – проверкой не вступившего в силу международного договора Российской Федерации на соответствие Конституции РФ. Однако практика использования данного полномочия Конституционного Суда РФ не наработана. Данная проблема требует осмысления с целью создания действенного механизма разрешения конфликтов между исполнительной и законодательной властью в части принятия внешнеполитических решений при помощи Конституционного Суда РФ. Также данное конституционное полномочие Конституционного Суда РФ можно было бы использовать и в отношении имплементации Римского статута международного уголовного суда.
Основным способом выполнения норм международного права является непосредственное выполнение определённых правил поведения теми, для кого они предназначены. Не преуменьшая роль государства в правореализационной деятельности, тем не менее, следует отметить, что в конечном счёте «адресатом» абсолютного большинства норм международного права являются государственные органы и физические лица государства – участника международного договора. Однако нормы международного права порождают правоотношения только между субъектами международного права и не порождают одновременно таковых между субъектами внутреннего права. В связи с этим непосредственная имплементация норм международного права на национальном уровне не может быть достигнута только одними усилиями государства как субъекта международного права. В проекте статей об ответственности государств, рассматривая недозволенное действие, которое может быть приписано государству, Комиссия по международному праву ООН очень верно обратила внимание на эту ситуацию.
Организационная составляющая является ядром конституционно-правового механизма осуществления норм международного права, так как без системы организационных институтов невозможно говорить о воплощении в жизнь внешнеполитического курса страны. Организационное воплощение конституционно-правового механизма осуществления норм международного права проявляется в совокупности государственных органов, которая олицетворяет собой важнейшую часть государственной организации общества.
Наблюдающееся неуклонное сближение содержания ряда международно-правовых и конституционно-правовых институтов, особенно в сфере прав и свобод человека и гражданина дают возможность применять правовую модель той или иной нормы международного права и использовать потенциал источников международного права Конституционным Судом РФ. Требуется ориентация судов общей юрисдикции и арбитражных судов на применение Постановлений Европейского Суда по правам человека.
Одним из общих вариантов может быть разработка и принятие Федерального закона «О порядке реализации международно-правовых актов в правовой системе Российской Федерации». Подобное предложение вносилось в прошлые годы и выдвигается в настоящее время. Именно в названном законе можно урегулировать порядок опубликования и вступления в силу международных актов, полномочия федеральных и региональных органов, способы реализации международных актов, приведение в соответствие с ними национальных актов, коллизионные процедуры.
Похожие статьи:
--Корневой раздел-- → Если Вам нужет адрес, телефон таможни
--Корневой раздел-- → Для Вас адреса, телефоны таможенных органов
Статьи → ОБЗОР КАССАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2009 Г.
--Корневой раздел-- → Убийство совершенное в связи с похищением человека