Правовой статус сотрудников органов дознания в уголовном процессе
Лица, реализующие уголовно процессуальную функцию органа дознания.
Сотрудников органа дознания в уголовном процессе принято именовать: начальник органа дознания, должностное лицо органа дознания, лицо, производящее дознание.
Должностным, лицом органа дознания1 признается аттестованный работник учреждения, уполномоченный на определение подведомственности заявления (сообщения) и сбор достаточных данных о признаках преступления (иначе, предварительную проверку), а также на иную, осуществляемую в этих целях на стадии возбуждения уголовного дела предусмотренную уголовно-процессуальным законом деятельность (за исключением следственных действий). Им, как правило, является дознаватель или сотрудник, за которым закреплена территория (объект, вид преступного деяния), на которой имело место происшествие. Исключением из этого правила являются некоторые капитаны морских судов и начальники зимовок.
Органы дознания принимают участие в осуществлении смешанном расследовании (в части неотложных следственных действий) и некоторые органы дознания управомочены на осуществление так называемого дознания в полном объеме1.
Применительно к органам дознания системы МВД, Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы наркоконторля (ФСНК), таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, лицо, производящее расследование, — это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления. Лицом, производящим расследование, является также сотрудник, осматривающий место происшествия до возбуждения уголовного дела.
Работники, наделенные правами учреждения (МВД, ФСНК, ФСБ и т.п.) уже в связи с исполнением своих служебных обязанностей, в зависимости от вида уголовно - процессуальной деятельности обладает процессуальными правами должностного лица органа дознания; лица, производящего дознание, или лица, производящего расследование.
Таким образом, лица, производящие дознание, в органах дознания могут обладать неодинаковыми правами. Отличия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.
Лицо, производящее дознание, — сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на лицо, производящее дознание, а также часть действий органа дознания, самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением.
Лицу, производящему дознание, работники служб, которым права органа дознания делегируются, могут быть не подчинены. Для того, чтобы задействовать их в расследование преступления, сотрудником, обязанным осуществлять функцию органа дознания, готовится проект плана совместных мероприятий, который утверждается начальником органа дознания.
Должностное лицо органа дознания
Приняв заявления (сообщения) о преступлении либо получив соответствующее распоряжение вышестоящего руководителя, сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, приступает к осуществлению таковой.
Согласно УПК должностное лицо органа дознания составляет протокол устного заявления. В ведомственных нормативных актах вообще не упоминается о должностном лице органа дознания, как о субъекте уголовного процесса.
Согласно результатам проведенного исследования, он на:
1) определение подведомственности, то есть на получение заявления (сообщения) о преступлении и их регистрацию:
а) ознакомление с содержанием заявления (сообщения), чтобы установить подведомственность его разрешения;
б) разъяснение заявителю ответственности за заведомо ложный донос;
в) занесение в протокол устного заявления гражданина;
г) установление личности явившегося с повинной;
д) составление протокола явки с повинной;
е) рассмотрение вопроса о подведомственности заявления (сообщения);
ж) сбор (в случае необходимости) данных для уточнения признаков подведомственности;
з) передачу заявления, сообщения в порядке ст. 151 УПК по подследственности, если разрешение такового находится вне пределов компетенции органа дознания, и связанное с ней принятие не процессуальных мер к предотвращению и пресечению преступлений, а равно к закреплению следов преступлений;
и) принятие заявления (сообщения) о преступлении к своему производству, если оно органу подследственно;
2) сбор достаточных данных, указывающих на наличие или отсутствие признаков объективной стороны преступления и обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела. В целях сбора достаточных данных должностное лицо органа дознания вправе:
- получать объяснения,
- истребовать материалы.
При производстве осмотра места происшествия оно является лицом, производящим дознание. Завершает должностное лицо органа дознания свою деятельность решением:
а) о возбуждении уголовного дела;
б) о наличии в материале достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, перечисленного в ст. 146 УПК;
в) об отказе в возбуждении уголовного дела;
г) о направлении следователю материалов проверки заявления, сообщения, затребованных последним в порядке ч. 3 ст. 149 УПК РФ.
Однако он правомочен и на некоторые иные действия:
- направление копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору;
- направление заявления или сообщения, по которому отказано в возбуждении уголовного дела;
- уведомление о принятом решении лиц, интересы которых затрагиваются этим постановлением, а также заявителя или предприятия, учреждения, организации, сообщивших о деянии, содержащем признаки преступления, разъяснение им права на обжалование этого решения.
Похожие статьи:
Статьи → Россия - правовое государство?
Статьи → Дача взятки - уголовное преступление
--Корневой раздел-- → Административно-правовые запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации