Адвокат - Особенности упрощенных процедур применяемых в деле о банкротстве
По общему правилу юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с положениями, закреплёнными в ГК РФ (ст. 61). Вместе с тем если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) обнаруживает, что стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то оно может быть ликвидировано только в соответствии с законодательством о банкротстве. В этом случае законодатель предусматривает обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве в редакции от 30.12.2008 г. № 296-ФЗ.
Следует отметить, что нормы Закона о банкротстве от 26 октября 2002 г. N 127 и от 30.12.2008 г. № 296-ФЗ применены только по отношению к юридическим лицам и лишь к тем категориям, к которым применены нормы законодательства о банкротстве. Так, Закон о банкротстве от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ распространял свое действие на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями
Сфера применения Закона о банкротстве от 26 октября 2002 г. N 127 и от 30.12.2008 г. № 296-ФЗ широки, поскольку его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казённых предприятий, учреждений, политических партий организаций.
Если юридические лица не могут вступать в качестве должников в конкурсном процессе, то законодательство в таких случаях должно предусматривать иные механизмы, направленные на удовлетворение требований кредиторов. Так, в соответствии с п. 6 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казнённого предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения – денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счёт собственника имущества этого предприятия или учреждения. В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных муниципальных унитарных предприятиях» учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам казнённых предприятий при недостаточности их имущества.
В случае если невозможности удовлетворения требований кредиторов в полном объёме установлена до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), то обязанность по подаче заявления о признании должника банкротом должна быть возложена на собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника или на руководителя должника. В противном случае указанные лица несут субсидиарную ответственность по неудовлетворённым требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам (ст. 226 Закон о банкротстве 2002 г. ).
Вместе с тем следует заметить, что соответствующие нормы Закона о банкротстве не конструируют новые процедуры банкротства. По сути дела, упрощённая процедура банкротства представляет собой сокращённый порядок применения специальных мер к должнику, имеющему признаки банкротства. Анализируя особенности применения данной процедуры банкротства, Д.А. Петров, к примеру, отмечает, что «поскольку упрощённая процедура банкротства реализуется в условиях особой хозяйственной ситуации, складывающейся в отношении должника, то оно проводит и к некоторой предопределённости решения суда (так как сразу открывается конкурсное производство с последующей ликвидацией должника). Весь субъект, пропадающей под упрощённую процедуру банкротства, уже фактически не осуществляет деятельность, приносящую прибыль» .
В настоящее время кредитор не может обратиться в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом. Это объясняется спецификой ситуации, в которой находится должник. Если принятие решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии имело место до обращения в арбитражный суд и возбуждения дела о банкротстве, то рассмотрение в арбитражном суде спора о познании должника банкротом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве в редакции от 30.12.2008 г. № 296-ФЗ, по заявлению кредитора исключается в любом случае, поскольку причиной ликвидации юридического лица является не его банкротство, а иные основания. На это обстоятельство не раз обращалось внимание в судебно-арбитражной практике .
Вместе с тем если решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу коммерческая организация признана несостоятельной, то иск о её ликвидации в связи с осуществлением ею деятельности с неоднократными нарушениями закона и правовых актов не поддержит рассмотрению.
Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если в ходе рассмотрения дела будет подтверждена неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объёме.
Недостаточность имущества должника в этом случае может быть установлена при составлении промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
При наличии достоверной информации об имущественном положении должника вывод о достаточности имущества может быть сделан и ранее составления промежуточного ликвидационного баланса.
Закон не ограничивает ликвидационную комиссию временными рамками в части составления промежуточного ликвидационного баланса. В связи с этим на практике не исключены ситуации, когда этот процесс может затянуться на неопределённое время.
К отсутствующим должникам законодатель относит юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.
Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лица, которое прекратило заниматься предпринимательской деятельностью, отсутствует по месту жительства и местонахождение его неизвестно.
Помимо этого положения, касающиеся упрощённых процедур банкротства, принимаются в том случае, когда имущество- юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Закона о банкротстве 2002 г.) .
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подаётся в арбитражный суд уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства применяемых в деле о банкротстве Закона о банкротстве 2008 г. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе и размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливается Правительством Российской Федерации .
В месте с тем при отсутствии финансирования процедур банкротства заявления о признании отсутствующего должника банкротом судом возвращаются; дела о признании банкротов таких должников, возбуждённые до вступления в законную силу Закона о банкротстве 2002 г., по которым не принято решение, подлежат прекращению производства .
Лица, обладающие правом на подачу заявления, должны приложить к нему документы, подтверждающие отсутствие должника, в частности документ органов связи о невозможности вручить корреспонденцию, справку органов внутренних дел об отсутствии гражданина по месту жительства и об объявлении его в розыск, акты судебных приставов о невозможности взыскания в связи с отсутствием органов юридического лица или гражданина и имущества и т.д.
Особенностью рассмотрения дела о банкротстве в отношении отсутствующего должника является то обстоятельство, что закон предусматривает для разбирательства сокращённый срок (месячный), поскольку в отношении данного должника не применяются ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление.
В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощённой процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику Закона о банкротстве 2009 г.
Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему в порядке ст.71 ФЗ № 127 .
Если в ходе конкурсного производства обнаружено имущество должника, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении упрощённой процедуры банкротства о переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным ФЗ № 127.
Похожие статьи:
Статьи → Адвокат - Особенности процедуры внешнего управления по делам о несостоятельности - банкротстве
Статьи → Адвокат - Особенности процедуры наблюдения по делам о несостоятельности - банкротстве
Статьи → Адвокат - Особенности процедуры финансового оздоровления по делам о несостоятельности - банкротстве
Статьи → Адвокат - Сравнительный анализ стадий банкротства
Статьи → Адвокат - Особенности процедуры конкурсного производства - по делам о банкротстве