Мы не даём пустых обещаний! Мы просто делаем свою работу качественно и результативно!  

Практика деятельности органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела

Практика деятельности органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела


Уголовно-процессуальная функция органов дознания также, как начальный этап ее реализации, имеет свои особенности. Это проявляется, прежде всего, в ее месте в системе уголовно-процессуальных функций, характере поводов к возбуждению уголовного дела, порядке их принятия и регистрации, а также путях проверки этих поводов органами дознания. Большинство органов дознания, как правило, осуществляет лишь предварительную проверку заявлений (сообщений) о преступлении, которая заканчивается отказом в возбуждении уголовного дела. Почти весь объем отказного производства по подведомственным определенному виду органов дознания преступлениям сосредоточен в специализированных органах дознания. Его величина может меняться в зависимости от того, какой вид органа дознания исследуется. В некоторых регионах специализированные органы дознания не производят предварительной проверки происшествий с человеческими жертвами и иными тяжкими последствиями.
Практика использования законных поводов к началу уголовного процесса
Наиболее распространенным источником получения большинством специализированных органов дознания (налоговой полицией, таможнями, органами госпожнадзора и др.) информации о преступлении является непосредственное обнаружение ими в процессе осуществления административной оперативной - розыскной практики признаков преступления либо заявления граждан.
Основным поводом к возбуждению уголовного дела для милиции остается заявление гражданина (58% случаев)2. В исправительных учреждениях, по данным коллектива авторов Саратовского университета, на непосредственное обнаружение признаков преступления приходится 22% дел, на поводы, изложенные в п.п. 1—3 ст.108УПК—77% случаев. Кроме этого, 0,6% дел возбуждается по сообщениям, опубликованным в печати и 0,3%—в связи с явкой с повинной.
Проблемы соблюдения законности при регистрации заявлений, сообщений о преступлении.
Заявления (сообщения) о преступлении — основной повод к возбуждению уголовного дела в некоторых органах дознания, организационная сторона порядка их учета в системе специализированных органов дознания заслуживает самого пристального внимания.
Правовая и ведомственная основа порядка выполнения этой обязанности сотрудниками органов внутренних дел закреплена в "Примерной инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях".
Вне служебных помещений органов внутренних дел прием информации о преступлениях и происшествиях наряду с участковыми инспекторами милиции обязаны осуществлять все лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Они не вправе отказываться от ее приема под предлогом, что обслуживают другую территорию или сообщаемые сведения недостаточны для решения вопроса о наличии признаков преступлений или по каким либо другим причинам.
Сбор достаточных данных о признаках преступления.
Средствами сбора данных, указывающих на признаки преступления, и подтверждения их достаточности для принятия окончательного на стадии возбуждения уголовного дела решения являются:
1) прямо закрепленные в уголовно-процессуальном законе средства: получение объяснений, истребование материалов (ст. 141 УПК РФ), в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК),
2) выработанные практикой и широко применяемые органами дознания: требование о производстве ревизий, исследование (направление на исследование), изъятие предметов и документов,
3) предусмотренные иными не уголовно-процессуальными нормативными актами: гласные оперативно-розыскные мероприятия, гласные розыскные действия; судебно-медицинское освидетельствование; освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, по поводу наличия в организме алкоголя или наркотических средств; акт добровольной сдачи наркотического средства, психотропного вещества, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.ст. 222, 223, 228 УК) и др.
Этими средствами решается задача второго этапа стадии возбуждения уголовного дела — ограждение последующих этапов уголовного процесса от рассмотрения фактов, которых в реальности не было, либо — которые по своему характеру, безусловно не являются преступными.
Перечень средств решения задач второго этапа стадии возбуждения уголовного дела велик. Однако процессуальными признано называть лишь три:
1) не обязан отвечать на поставленные ему вопросы;
2) опрашивается по месту его нахождения (жительства, работы), не может быть вызван в орган расследования по повестке;
3) не может быть подвергнут приводу;
4) не предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
5) Каждое процессуальное решение, и тем более завершающее стадию уголовного процесса, должно выноситься своевременно. Своевременным же "...может считаться действие, совершенное только с соблюдением срока, но и по возможности быстро’’2. Согласно проведенному автором исследованию по каждому второму факту (точнее, в 45,6% случаев) срок от принятия заявления, сообщения о преступлении до вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не превышает трех суток; в 44% —десяти суток и лишь в 11 % случаев установленный законом срок был нарушен.
6) Из всего объема возбужденных уголовных дел 22,8% возбуждались с нарушением срока. Более того, по 4,1% из них дела не возбуждались более месяца. Остальные дела распределялись следующим образом. По 13,5% фактов
7) предварительная проверка проводилась в течение одних суток. Однако на соблюдение сроков принятия окончательного для стадии возбуждения уголовного дела решения влияет не только то, какую подфункцию осуществлял орган дознания. Отличаются показатели вынесения постановлений о возбуждении уголовных дел в зависимости от того, какие признаки преступления послужили основанием принятия решения1 . Проведенное нами исследование показало, что меньше всего времени требуется для сбора достаточных данных об умышленном преступлении и соответственно больше о совершенном по неосторожности.

Похожие статьи:

--Корневой раздел--Переводчик в уголовном процессе, права и обязанности.

--Корневой раздел--Адвокат по уголовным делам профессиональная защита

--Корневой раздел--Специальный статус адвоката

--Корневой раздел--Адвокат Шеметов - Постановление пленума верховного суда о ОПС

СтатьиПроверка заведомо - ложных показаний

Сюжеты, выступления, комментарии в телепередачах, на радио, членов Московской коллегии адвокатов "Шеметов и партнеры"

Свежие статьи
Как вести себя в случае задержания на митинге, другом массовом мероприятии

Что делать, если Вас задерживают на митинге, другом массовом мероприятии.

далее
Брачный договор, обязательно ли выполнять?

Все условия брачного договора могут быть выгодны сторонам, а главное законны? Ответ на этот вопрос Вы найдете в данной статье.

далее
Раздел совместно нажитого имущества

Юридическая помощь членов коллегии в вопросах раздела совместно нажитого имущества.

далее
Взыскание алиментов

Квалифицированная юридическая помощь в вопросах взыскания алиментов

далее
все статьи

 
 
 

 

Внимание!!! Полное, либо частичное копирование материалов сайта разрешено только при установлении гиперссылки на www.shemetov.ru и по согласованию с администрацией!

Поиск по сайту
Полезное
Посоветовать друзьям
Статистика
Записаться на консультацию